Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

Дидактическое значение ощущений и восприятия.

При построении обучения решающее значение имеет организация познавательного процесса ученика в логике его продвижения к освоению опыта культуры и цивилизации. Ощущения и восприятия, как уже отмечалось, выступают основой любого процесса познания, представляя его исходное звено. Педагогическое осознание этого факта становится отправным моментом формулирования первых дидактических концепций и практик. Начиная с XVII в., когда схоластика уступила место реализму с сенсуалистическим познани-ем, и на протяжении нескольких веков опора на реальные ощущения и разностороннее восприятие ребенка выступала, пожа-лУй, одним из главных и неизменных по сей день требований дидактики.
147
Дидактическое развитие этого требования воплотилось прежде всего в принципе наглядности обучения, получило свое практическое преломление в принципах доступности обучающих воздействий, связи обучения с жизнью, индивидуализации, системно-сти и систематичности обучения и др. В логике этого фундаментального требования разрабатываются также и ведущие методы обучения: перцептивные, репродуктивные, индуктивные и др.
Наиболее адекватно и полно дидактическое значение ощущений и восприятия раскрывается в принципе наглядности обучения. Эту идею выдвигали известные просветители М. Монтегю (1533—1592) и Ф.Бэкон (1561 — 1626), более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В. Ратке (1571 — 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и прежде всего Я.А.Коменский (1592—1670), который разработал этот принцип в «Великой дидактике» и применил в других своих произведениях.
Особое внимание Я. А. Коменского принципу наглядности объясняется всецелой приверженностью педагога сенсуалистической теории познания, согласно которой истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависят прежде всего от показаний органов чувств.
На этой основе Я. А. Коменский формулирует свое знаменитое золотое правило обучения, которое напрямую апеллирует к чувственно воспринимаемому опыту. Рекомендованное Я. А. Комен-ским полисенсорное познание до сегодняшнего дня не реализовано так, как этого добивался выдающийся чешский педагог.
Таким образом, Я. А. Коменский уже в XVII в. предвосхитил необходимость охвата и включения в процесс обучения всего сенсорно-перцептивного потока проявления активности обучаемого.
Я. А. Коменский, а затем И. Г. Песталоцци противопоставляли наглядность схоластическому вербальному преподаванию. Ее использование должно было облегчить учащимся овладение любыми знаниями, как научными, так и практическими. Я. А. Коменский утверждал, что «людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков» [30, С. 161 ]. Он заботился также о том, чтобы учащиеся «наглядно» познавали «духовные и несуществующие предметы», например ангелов, души и т.п. То есть речь идет об использовании наглядности в познании как конкретных, так и абстрактных явлений и сущностей.
Примером блестящего образца методического воплощения и разработки принципа наглядности может служить книга Я.А.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», которая стала своеобразным прообразом первых букварей. Эта книга вводит сознание ребенка в мир взаимосвязанных явлений и процессов. Следуя библейской логике миросотворения и мироздания, книга Я. А. Коменского увлекает в захватывающее путешествие к постй-
148
жению необходимых, сложных и психологически важных для ребенка сторон действительности, формируя целостное и стройное видение окружающего мира. При этом наглядным методом раскрываются не только конкретные вещи и явления (птицы, рыбы, звери и т.д.), но и абстрактные нравственные понятия (душа, справедливость, добродетель и др.).
Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаясь на случайные и несущественные.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения об этих объектах, способные облегчить и направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм и т.п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений.
В процессе школьных занятий с целью развития восприятий необходимо сравнивать предметы, их отдельные стороны, указывать на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие в восприятии различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания).
Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение — таковы основные требования дидактического развития ощущений и восприятия.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

сайт www.p-lib.ru