Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

Особенности становления образовательной системы

в России
Эпоха Просвещения представляет собой достаточно значимый период в развитии отечественной школы. На этом этапе в России происходило становление государственной образовательной системы, которая во многом ориентировалась на западноевропейский образец, т.е. проявлялась тенденция к «вестернизации»
105
отечественного образования. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, результатом чего явилось осознание значимости и необходимости освоения светского, преимущественно профессионального по своей направленности знания. Первоначальные преобразования в российской школе XVIII в. были связаны с реформаторской деятельностью российских монархов, в первую очередь — Петра I и Екатерины II. Именно благодаря их усилиям в России стало формироваться позитивное отношение к обязательному образованию в стенах специально организованных учебных заведений (государственных и частных).
Негативное отношение к «западной мудрости» и «елинским прелестям» формировалось в России благодаря влиянию религиозной общественности, которая рассматривала европейскую культуру как противоречащую основным догматам православия. Именно поэтому в Российской империи все образовательные новации воспринимались с предубеждением и достаточно сложно внедрялись в педагогическую практику. Подобное отношение к образовательным реформам подвигло российскую монархию на крайне решительные действия.
В начале XVIII в. экономические и социальные преобразования в России потребовали большого количества образованных и профессионально обученных людей — профессионалов в различных сферах деятельности. Подобные потребности диктовали необходимость организации светской образовательной системы, ориентированной на служение государственным интересам. Процесс целенаправленной секуляризации образования привел к изменению собственно сущности воспитания и обучения, которая стала в большей степени определяться не потребностью формирования человека-христианина, а необходимостью воспитания полноправных граждан своего отечества. Именно подобная направленность на идеал светски образованного, обладающего широким взглядом на мир и сохраняющего национальные и религиозные традиции человека стала превалирующей в системе отечественного просвещения.
Для подготовки широко образованного человека в XVIII в. в России стала создаваться целостная система государственных и частных учебных заведений. В первую очередь петровское правительство приступило к организации сети государственных начальных школ, которые должны были быть доступны широким слоям населения. В качестве подобных учреждений выступили цифирные школы, которые учреждались для детей 10—15 лет с целью подготовки низшего обслуживающего персонала для работы на предприятиях.
Первоначально предполагалось, что данные школы станут подготовительным этапом для последующего профессионального образования представителей низших слоев населения. Поэтому в образовательную программу цифирных школ входили грамота,
106
арифметика и начала геометрии. Однако деятельность этих школ изначально была связана с целым рядом трудностей, которые привели к их практически повсеместному закрытию.
Одновременно с цифирными школами в России были открыты так называемые гарнизонные и адмиралтейские школы, которые были предназначены для подготовки солдат и матросов, т. е. низшего военного состава армии и флота. Для подготовки квалифицированных рабочих кадров стали открываться горно-заводские школы для «обучения словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Все эти учебные заведения представляли собой школы для представителей низших сословий.
Одновременно в России происходит становление системы элитарного образования для дворянства. В качестве подобных учебных заведений выступали:
• профессиональные школы (школа математических и нави-гацких наук, Московская инженерная школа, петербургские инженерная и артиллерийская школы, хирургическая школа и др.);
• общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы (школа пастора Э.Глюка в Москве, школа В.Н.Татищева и т.д.).
Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения «дворянских недорослей» за границей в учебных заведениях наиболее экономически развитых европейских государств. Таким образом, была предпринята попытка формирования системы преемственного начального и среднего образования.
В качестве учреждений высшей школы в России выступали Славяно-греко-латинская академия, основателями которой были греческие просветители братья Иоаникий и Софроний Лихуды. Данная академия стала ярким образцом традиционного богословского учебного заведения, которое давало одновременно начальное, среднее и высшее образование в зависимости от специфики посещаемых классов и уровня подготовки.
В качестве традиционного светского высшего учебного заведения в России выступила созданная по указу Петра I Санкт-Петербургская Академия наук с подчиненными ей университетом и гимназией. Данное образовательное учреждение, ориентированное на характерные для европейской культуры консервативные методы обучения, стало прообразом нового типа высшего учебного заведения, в качестве которого выступил созданный М.В.Ломоносовым Московский университет (1755). Деятельность этого учебного заведения сочетала в себе как традиционные, так и инновационные методы и формы организации педагогической работы.
Вторая половина XVIII в. также ознаменовалась значительными изменениями в системе отечественного образования, которые
107
были связаны с реформаторской деятельностью Екатерины II, И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича де Мириево. Именно в этот исторический период оформляется идея организации не узкосословной и профессиональной, а всеобщей (за исключение крепостных крестьян) и общеобразовательной школы, что было связано с широким распространением в российском обществе идей французских энциклопедистов и просветителей. План создания в России государственной образовательной системы был реализован И.И.Бецким, который предлагал создать закрытые сословные учебные заведения для «воспитания новой породы людей» (Сухопутный шляхетский корпус, Смольный институт благородных девиц, воспитательные дома и т.д.).
Таким образом, в России к концу XVIII в. сложилась неупорядоченная, преемственно не связанная, носящая ярко выраженный сословный характер образовательная система, которая ориентировалась на традиционные формы и методы обучения подрастающего поколения и использовала традиционно закрепленные образовательные программы.
Эпоха Просвещения являла собой очень неоднозначный культурный феномен, который строился на единстве неоднородных идейных течений, сходившихся лишь в определении ценности воспитания и обучения подрастающего поколения, в критике со-словно-схоластической образовательной системы прошедших эпох и в признании необходимости развивать школу посредством ее приближения к изменяющимся социальным условиям и требованиям развития человеческой природы в определенной среде.
Авторские дидактические системы
Еще одной характерной особенностью эпохи Просвещения явилось создание альтернативных авторских дидактических концепций, в которых процесс обучения рассматривался как практическая реализация теоретических положений автора и ориентировался на предлагаемые способы и средства воспитания и обучения детей разных возрастных групп в стенах различных типов образовательных учреждений.
Дидактическая система Д. Локка (1632—1704). Английский философ, общественный деятель и педагог Д.Локк стал создателем эмпирико-сенсуалистической концепции образования, которая во многом определила те новации, которые произошли в образовательной сфере в эпоху Просвещения. В своем программном произведении «Опыт о человеческом разуме» Д.Локк обосновал сенсуалистический подход к познанию реалий окружающего мира природы и социума, а также сам механизм усвоения знаний учащимися. Критика учения о «врожденных идеях» был сопряжена Д. Лок-ком с обоснованием концепции опытного происхождения чело-
108
веческих знаний как основы теории познания. Согласно данной теории, существуют два источника познания:
• «внешний опыт», т.е. чувственные представления на основе ощущений, полученных от реальных материальных объектов;
• «внутренний опыт», или «рефлексия», т.е. собственно акт познания.
Соединение данных источников познания, их комбинирование и является основой формирования опыта и жизненных привычек человека, поэтому все особенности его жизни зависят от того воспитания, которое он получил на основе объединения внутренних (индивидуальный потенциал) и внешних (обстоятельства жизни) условий существования. На основе данного положения Д.Локк формулирует свою концепцию «воспитания джентльмена», под которым подразумевается деловой человек новой эпохи и нового общества.
Программа обучения, согласно идеям Д.Локка, должна строиться на основе совмещения традиций и новаций, т. е. на элементах светского воспитания (фехтование, танцы, верховая езда) и практического «делового» обучения (право, этика, история, бухгалтерия, стенография, естественные дисциплины).
Для реализации представленной концепции автор предлагал значительно изменить методику воспитательно-образовательного процесса, сделав упор прежде всего на осознанность и самостоятельность приобретения определенных познавательных сведений. Так, начинать обучение, по мысли автора, следует с раннего освоения чтения и письма, что следует вменить ребенку в обязанность с раннего возраста. После письма особую значимость приобретает развитие мелкой моторики руки и наблюдательности детей посредством обучения рисованию. Данный вид деятельности является одновременно и учебным, и занимающим досуг ребенка.
Продолжением учебного процесса становится обучение стенографии, освоение основ религии и изучение иностранных языков, а также естественно-научная подготовка через изучение математических, социальных и естественных наук (арифметики, природоведения, географии, астрономии, истории и натурфилософии). Особую значимость при этом, по мысли Д.Локка, должна была иметь специально подобранная литература для самостоятельного чтения по различным предметам, что «составляет последний шаг в совершенствовании разума».
Рассматривая теорию «воспитания и обучения джентльмена» Д.Локка, следует отметить также, что автором были сформулированы следующие идеи:
• целостный подход к процессу воспитания и обучения ребенка на основе единства его физического и умственного развития;
• осознание ценности смены интеллектуального и физического труда детей в процессе организованного обучения;
109
• признание необходимости ранней профессиональной подготовки подрастающего поколения как основы воспитания и образования истинного гражданина;
• ориентация на гуманное отношение к ребенку как самостоятельному, сознательному существу, которое необходимо уважать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, ориентация на стремление каждого человека к саморазвитию, возбуждение самостоятельности и активности учащегося;
• потребность в организации целенаправленного учебного процесса на основе стремления детей к свободной и разнообразной деятельности, а также с учетом применения «мягких» — практически ориентированных, активных и игровых приемов предоставления и закрепления соответствующих учебных знаний и умений;
• необходимость построения учебного процесса на основе пробуждения любознательности учащихся и развития их интереса к изучаемому предмету;
• прагматизм в определении содержания образования, определяющийся социальными потребностями общества, программирующийся через внутреннюю последовательность и преемственность учебных дисциплин, которые «учат душу господствовать над собой»;
• рационализм, запрограммированность и регламентация организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на подготовку к «взрослой жизни»;
• формирование самодисциплины и привычки к учебе и постоянному научению как основе жизнедеятельности отдельного человека, его собственной предпринимательской деятельности и социального прогресса в целом.
Именно эти положения образовательной концепции «воспитания джентльмена» на основе авторитарной дидактической модели Д. Локка стали основой развития теории обучения других авторов XVIII в.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

сайт www.p-lib.ru