Формирование умений учителя ставить развивающие и воспитательные задачи

Полноценное планирование и контроль за учебным процессом невозможны без корректной и психологически обоснованной постановки учителем педагогических задач. Учителю бывает легче определить обучающие задачи и труднее — развивающие. В практике наиболее распространены такие развивающие задачи, как развитие мышления, памя-

165

ти ученика, отработка умений и навыков, умения учиться и др.

Между тем в педагогической психологии накоплен большой багаж сведений о развитии ученика в ходе учения. Ниже мы предлагаем учителю достаточно широкий спектр развивающих задач, вытекающих из показателей обученности и обучаемости школьников. Подчеркнем, что психологически наиболее развивающими являются задачи по переводу учеников с одного уровня усвоения на другой, по анализу не только результатов, но и способов деятельности, учету не только достижений, но и затруднений учеников, а также по формированию их собственной активности и инициативы в учебной деятельности.

Излагаемые ниже материалы могут использоваться учителем при упражнениях на постановку многообразных развивающих задач, а затем и при их реализации в учебном процессе.

Бланк 16

Сравнительные самооценки и оценки экспертами

уровня профессионализма конкретного учителя

при присвоении категории

Уровни профессиональной компетентностиСамооценка учителяОценки экспертов
Эксперт 1Эксперт 2Эксперт 3
В прошломСегодняВ будущемВ прошломСегодняВ будущемВ прошломСегодняВ будущемВ прошломСегодняВ будущем
6. Учитель-профессионал
5. Учитель-исследователь
4. Учитель-новатор
3. Учитель-мастер
2. Учитель
1. Учитель-стажер
0. На момент опроса не готов к оценке

Бланк 17

Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям

Профессиональные, психологические позицииСтепень выраженности этих позиций (1 2 3 4 5)Меня это радуетМеня это огорчаетМне это безразлично
1. «Предметник»
2. «Методист»
3. «Диагност»
4. «Самодиагност»
5. «Субъект своей педагогической деятельности »
6. «Гуманист»
7. «Психотерапевт»
8. «Актер»
9. «Педагог по призванию»
10. «Индивидуальность»
11 . «Творец»
12. «Исследователь»
13. «Новатор»
14. «Профессионал»

Изучение психологического климата на уроке по характеру воздействия учителя на учеников

Время урокаСодержание этапов работыХарактер воздействия учителя на учеников
Организующие, обучающие, развивающиеОценивающиеДисциплинирующие
с положительным знакомс отрицательным знаком
9.00—9.10Опрос

Продолжение

Время урокаСодержание этапов работыХарактер воздействия учителя на учеников
Организующие, обучающие, развивающиеОценивающиеДисциплинирующие
с положительным знакомс отрицательным знаком
9.10—9.25Изучение нового материала, решение проблемы
9.25—9.35Выполнение самостоятельной работы
9.35—9.45Закрепление

Характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока

Время урокаСодержание этапов работыУчительУченики
ИнициативаДиалогОткрытостьИнициативаДиалогОткрытость
Начинает общениеПродолжает общениеВключает учеников в диалогПрерывает их диалогСтимулирует критическое мышление школьников|Не допускает особого мнения школьниковНачинает общение вслед за учителемПродолжает общениеИдет на диалог с учителем, стимулирует егоУходит от диалога с учителемСтремится к обмену различ-ными точками зренияУходит от высказывания своей, отличающейся от учителя точки зрения

Рефлексия в педагогическом общении (умею ли я показать ученикам, что я их слушаю)

Я умею выслушивать ученика не прерывая5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5Из-за недостатка времени приходится прерывать речь ученика
Когда я слушаю ученика, то откладываю писанину в сторону5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5Приходится одновременно и писать, и слушать ученика

Продолжение

Во время слушания я показываю своими репликами, кивками головы, улыбкой, что внимательно слушаю ученика5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5Считаю, что для роли учителя больше подобает невозмутимое, беспристрастное выражение лица
Я убеждаю своих учеников, что мне интересно беседовать с ними5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5Не задумываюсь над тем, считают ли ученики меня заинтересованным слушателем
Во время разговора стремлюсь уделять равное внимание всем ученикам5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5Во время разговора часто бывает, что говорю с одним, не обращая внимания на других

Педагогическая рефлексия в сфере общения (в баллах: 54321)

Виды оценок
Особенности общенияСамооценка учителяОценка его другим учителемОценка ученикомОценка родителемОбщая оценка
Учитель специально предусматривает коммуникативные задачи
Для учителя ученик — не средство, а источник общения
Учитель умеет переключаться на другие роли и позиции
Учитель может встать на точку зрения ученика
Для учителя характерен демократический стиль общения
Учитель всегда стремится в конце общения создать удовлетворенность у всех его участников

Бланк 22

Педагогическая рефлексия индивидуального стиля

ПризнакиРассуждающе-методичный стильЭмоцио-нально-импрови-зацион-ный стильПризнаки
Стремится четко планировать урокНе стремится к четкому планированию урока
Много внимания уделяет повторению и закреплениюНе любит повторять материал
Работает со слабыми и средними ученикамиПредпочитает работать с сильными учениками
Формирует дисциплину мышления учениковФормирует инициативу, активность учеников
Вызывает прежде всего репродуктивную деятельность учениковПоддерживает поиск учениками нестандартных путей решения
Обеспечивает хорошее качество знаний у большинства учащихсяКачество знаний неравномерное

Педагогическая рефлексия личностных качеств

Пять самых важных качеств личности учителяПять самых важных качеств личности ученика
способствующих общению с ученикомпрепятствующих общению с ученикомспособствующих общению с учителемпрепятствующих общению с учителем
с точки зрения учителяс точки зрения учениковс точки зрения учителяс точки зрения учениковс точки зрения учителяс точки зрения учениковс точки зрения учителяс точки зрения учеников

Бланк 24

Карта уровней творчества в работе учителя

Стороны труда учителяУровни творчестваПедагогическая деятельностьПедагогическое общениеЛичностьОбу-чен-ность и обучаемостьВоспитанность и воспи-туе-мость
Творчество как нахождение принципиально новых решений
Творчество как «открытие для себя»
Творчески-репродуктивный уровень
Репродуктивно-творческий уровень
Адаптивный уровень
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
I. Психологические характеристики уже сложившихся уровней знаний и умений учиться (обученность школьников)Изучать психологические особенности знаний учащихся. Обеспечивать наличие у всех школьников всех параметров знанийДиагностика в ходе устных опросов и письменных контрольных работ
1. Знания и их параметры:Виды: знания о фактах, понятия и термины, законы и теория, знания о способах деятельности и методах познанияДобиваться наличия не только знаний о фактах и отдельных понятиях, но и законов, знаний о способах деятельности
Этапы: заучивание и воспроизведение, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оцениваниеПереводить школьников с этапа заучивания на этап понимания, далее на этапы применения, оценивания; преодолевать формализм в знаниях (заучивание без понимания, без применения и др.)

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
Уровни: репродуктивный и продуктивныйОбеспечивать у школьников не только воспроизведение заданных знаний по образцу, но и искать новые нестандартные пути их добывания и применения
Качества: научность, фундаментальность, обобщенность, системность знаний; мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность знаний, их действенность; полнота, прочность знанийОбучать школьников выделению ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета. Формировать у школьников приемы применения знания в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний. Расширять запас знаний, учить приемам их запоминания. В целом добиваться не только запаса знаний, но наличия их качеств: обобщенности, системности, гибкости, действенности и через организацию учебной деятельности школьников (см. ниже)
2. Учебная деятельность учащихся и ее компоненты:а) Понимание учебной задачи:— понимание учебной задачи, поставленной учителем;— принятие школьником для себя задачи, поставленной учителем;— самостоятельная постановка школьником одной или нескольких учебных задачФормировать у школьников полноту учебной деятельности в единстве ее компонентов как основу умения учиться; формировать учебную деятельность на уроках разных учебных предметовНаблюдение на уроках и анализ того, как формирует учитель отдельные компоненты учебной деятельности учащихся
Добиваться понимания учениками смысла тех заданий и упражнений, которые они выполняют (для чего мы это делаем, что мы усваиваем), создавать в ходе этого мотивацию ученика, ибо без этого он является только исполнителем а не субъектом учения

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
Добиваться активного включения учеников в анализ задачи с учетом своих реальных возможностей, учитывать процессы «переопределения» и «доопределения» задач самими учениками, повышать уровень притязаний учеников
Подводить учеников через столкновение с трудностями к постановке задач (что надо усвоить, чтобы преодолеть эту трудность)
б) Выполнение школьниками учебных действий:— выполнение отдельных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование);— выполнение крупных «блоков» действий (способов, приемов, методов) ;— выполнение действий на осознанном уровне (умения) и «автоматически» (навыки);— выполнение действий при опоре на наглядные опоры, затем — «проговаривание», затем — «в уме»Отрабатывать учебные действия школьников, перевода их от операции к действиям, затем к способам и приемам, затем к умениям и навыкам
В случае затруднений школьников опять спускаться от навыков и умений к действиям и операциям.
Формировать у школьников различение способа и результата, сопоставление нескольких способов получения результата
Переводить учеников от действий со схемами к действиям в уме, при затруднениях возвращаться к развернутому выполнению действий и операций с опорой на наглядность
в) Выполнение школьниками самоконтроля и самооценки:— итоговый контроль (по результату работы);Формировать у школьников умение оценивать себя, постоянно привлекать учеников к самооцениванию.

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
— пошаговый, следящий самоконтроль (по ходу работы, в ее процессе) ;Формировать у учеников все виды самоконтроля
— планирующий, предваряющий самоконтроль (до начала работы);
— самооценка, адекватная своим возможностям;— самооценка дифференцированнаяФормировать у учеников реалистическую самооценку своих возможностей, повышать самооценку; учить школьников умению оценивать отдельные стороны и части своей работы, ставить школьников в разные позиции оценивающего и оцениваемого
Приемы
— самостоятельной организации учебной деятельности;— приемы и навыки самообучения, самообразованияУчить школьников самостоятельному переходу от одного звена учебной деятельности к другому; способы самостоятельного поиска информации, приемы работы с книгой
3. Мыслительная деятельность учащихся и этапы решения мыслительных задач:— постановка проблемы;Формировать у школьников полноценную мыслительную деятельность, умение ставить, осознавать и формулировать проблему;
— выдвижение гипотез;умение выдвигать и сопоставлять разные гипотезы по решению поставленной проблемы;
— проверка гипотез и определение выводов;умение находить различные способы проверки гипотезы (эксперимент и наблюдение в предметах естественного цикла, привлечение

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
новых источников и сведений в предметах гуманитарного цикла);
— повторение и заучивание известных способов решения задач (репродуктивная мыслительная деятельность);обобщенные приемы решения проблемных задач;
— самостоятельный поиск новых проблем и новых способов их решения (творческая, продуктивная мыслительная деятельность);приемы творческого мышления;
— приемы творческого мышления на основе развитой учебной и мыслительной деятельности;воспитывать самостоятельность мышления;
— культура умственного труда школьниковобеспечить у школьников сформированность всех видов мышления (наглядно-образного, конкретно-действенного, теоретического), формировать культуру организации умственного труда у учащихся
4. Состояние отдельных психических функций, участвующих в процессе учения школьников:— память,— внимание,— воля,— воображение,— речьФормировать у школьников приемы запоминания, сосредоточения внимания, культуру устной и письменной речи
5. Показатели умственного развития учащихся:
— умение школьников выполнять все учебные действия и мыслительные операции во внутреннем плане (про себя,Развивать у учащихся внутренний план действий (ВПД);

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
в уме), без опоры на наглядность (интериоризация);
— осознанность учениками способов выполняемых ими учебных действий и мыслительных операций (рефлексия);развивать у школьников самосознание, рефлексию на способы своей учебной работы, на качества своей личности в ходе учения;
— умение школьников перевести усвоенные знания во внешний план, применить их на практике (экстерриори-зация);развивать у школьников прикладную направленность знаний и способов учебной работы;
— умение ученика сравнивать и выделять общее в способах решения учебных и мыслительных задач (обобщенность) ;формировать у учащихся обобщенность способов и приемов учебной и мыслительной деятельности;
— умение учащихся преднамеренно, по своему замыслу и плану осуществлять учебную и мыслительную деятельность, организовывать их (произвольность);воспитывать приемы саморегуляции учащихся в учебной и мыслительной деятельности;
— умение школьника выполнять мыслительную деятельность без прямого указания и помощи взрослого (самостоятельность)усиливать самостоятельность учения и мышления школьников; определить уровень обученности школьников через состояние указанных выше показателей
II. Психологические характеристики перспективы учебной и мыслительной деятельности, зоны ближайшего развития (обучаемость школьников)
— активность ориентировки школьников в новых условиях;Поощрять инициативу учащихся в учебной работе;

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемостиВиды развивающих задач, которые могут ставиться учителемПриемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
— интеллектуальная инициатива, постановка учебниками новых целей, выходящих за пределы ситуации;формировать мобильность, «открытость» для дальнейшего развития в учении и мышлении школьников;
— гибкость, мобильность, оперативность, способность работать в новых условиях;
— экономичность, темп мышления;
— количество конкретного материала, число шагов, на основе которых достигается правильное решение задач;формировать экономичность мышления школьников как одно из условий преодоления перегрузки;
— количество потраченного времени;выявить уровень обучаемости школьников по количеству помощи взрослого, необходимой для их продвижения;
— готовность к помощи взрослого, необходимое число подсказок взрослого для решения задачи;
— готовность к дальнейшему самообучению, к непрерывному самообразованиюпоощрять постановку учеником более сложных задач самообучения и саморазвития

— учитель изучает состояние обученности и обучаемости своих учащихся (с использованием программы, изложенной в бланке 4);

— затем он планирует и реализует в ходе обучения развивающие задачи, направленные на те стороны развития, которые недостаточно выражены либо отстают у отдельных учеников (индивидуальный подход) или групп учеников (дифференцированный подход; например, мало развит самоконтроль или самостоятельная мыслительная деятельность);

— далее учитель под углом зрения этих развивающих задач выбирает методы, формы обучения и их сочетание;

— потом подбирает контрольные работы, которые фикси-

177

руют у школьников не только полноту и прочность знаний, но и улавливают другие многообразные параметры развития, и тем самым проверяет успешность достижения поставленных им развивающих задач;

— характер поставленных и достигнутых развивающих задач может быть предметом обсуждения на методобъединении, педсоветах, в творческих группах школы. Завуч может также проанализировать состояние развивающих задач в обучающей деятельности учителя на основе изучения планов, наблюдения на уроках, бесед с учителями, школьниками.

Хотелось бы подчеркнуть, что описанный путь планирования учебного процесса основан на изучении возможностей и перспектив развития учащихся, т. е. «от ученика». Иными словами, сначала изучаются психологические особенности учащихся, а затем в зависимости от них происходит выбор методов и форм учения. Этот путь отличается от практикуемого обычно в школе, когда в зависимости от содержания отбираются методы обучения и лишь затем учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Психологически обоснованное осуществление воспитательного процесса также требует анализа нравственного развития личности школьников. Вместе с тем воспитательные задачи нередко являются однообразными и недостаточно опираются на психологическое изучение учащихся. Ниже приведены некоторые направления воспитательных задач, вытекающие из описанных выше показателей воспитанности и воспитуемости.

Бланк 26

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемостиВиды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателемПриемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
I. Психологические характеристики сложившихся уровней нравственного развития (воспитанность школьников)
1. Нравственные знания и их параметры:Изучать состояние знаний о нравственных нормах.Длительное наблюдение на уроках и вне уроков, сопоставление повторяющихся поступков и высказываний учащихся, составление независимых характеристик
— содержание знаний: знания об отношении к труду, обществу, к себе, другому человеку;Расширить запас нравственных знаний и отношений;

Продолжение

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемостиВиды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателемПриемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
различных учителей на педагогическом консилиуме
— виды знаний: знания о фактах, общих принципах и нормах;показать на отдельных фактах поведения общие нравственные принципы;Фиксация динамики нравственного развития отдельных учащихся в дневниках учителя, в сводных листах
— этапы: заучивание по образцу, понимание, применение в новых условияхстремиться к осознанному пониманию нравственных принципов учащимися
2. Нравственные убеждения, мотивы, ценностные ориентации, целиДобиваться в ходе воспитательных мероприятий превращения нравственных знаний в нравственные убеждения; учить школьников осознавать и сопоставлять мотивы и цели своего поведения, на этой основе принимать решение в ситуациях выбора, брать на себя ответственность; ставить школьников в ситуации разной степени обязательности; выработка приемов внутренней саморегуляции
3. Реальное нравственное поведение как система повторяющихся поступков, соответствующих знаниям и убеждениямУчить школьников различать в поступке цели (намерения) и результаты, следствия; добиваться в ходе воспитательных мероприятий перехода нравственных знаний и убеждений в реальное нравственное поведение; учить преодолевать разлад между убеждениями и поступками; воспитательные мероприятия планировать под углом зрения задач развития личности отдельных учеников

Продолжение

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемостиВиды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателемПриемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
(например, создавать условия для реализации стремления к лидерству одного, для преодоления тревожности у другого, для поднятия самооценки у третьего и др.)
II. Психологические характеристики перспектив нравственного развития (воспитуемость школьников)
— активность ориентировки в новых социальных условиях;Поощрять и стимулировать социальную активность и инициативу;
— социальная инициатива;упрочивать «открытость» к воздействиям другого человека;
— отклик на воспитательные воздействия другого человека;
— стремление к самовоспитаниюукреплять личную ответственность за становление своей личности; изучать перспективы развития личности отдельных учащихся и на этой основе планировать их участие в различных воспитательных мероприятиях

Общий ход планирования психологически обоснованных воспитательных задач также предполагает:

— изучение развития личности, воспитанности и воспитуемости учеников (бланк 5);

— постановка воспитательных задач «от ученика», т. е. исходя из его конкретных особенностей;

— выбор и реализация приемов воспитания;

— оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников.

180

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе) .