Главная страница =>педагогика=>оглавление

Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX - начала XX вв. и ее влияние на развитие современного образования


Занятие № 6

План
1. Суть понятия "реформаторская педагогика".
2. Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформа-торской педагогики.
3. Педагогические предпосылки реформаторской педагогики.
4. Основные реформаторские педагогические течения, их место и роль в образовании ХХ в.

Задания и спорные суждения
1. Выявить общее и особенное в различных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв.
2. Подготовить рассказ об одной из школ, созданных педагогами-реформаторами.
3. Кому из известных зарубежных педагогов-реформаторов начала ХХ в. могут, на Ваш взгляд, принадлежать следующие высказывания:
а) "Каждому новому учителю я задаю единственный вопрос: Может ли ребенок обозвать вас дураком без каких-либо последствий для себя?".
б) "Авторитет учителя не ущемляет свободы ученика".
в) "Парта - это "орудие рабства" для ученика".
г) "Настоящий учитель - это учитель-экспериментатор".
Обоснуйте свой ответ и выскажите собственное суждение по поводу прочитанного.

Литература
1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. - Новгород, 1984. - Ч. 1, 2.
2. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Ев-ропы конца XIX - начала. XX вв. - Новгород, 1996.
3. Рерс Г. Георг Кершенштейнер //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2.
4. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы: вопросы образования. - 1983.
5. Вестбрук Р.Б. Джон Дьюи //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
6. Дюбрек Ф. Жан Овид Декроли //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
7. Легран М. Селестен Френе //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
8. Ленгборн Т. Эллен Кей //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2.
9. Иванов Е.В., Певзнер М.Н. Антропософские школы Рудольфа Штейнера: Методические рекомендации. - Новгород, 1993.
10. Иванов Е.В. Развитие идеи свободного воспитания в истории европейской педагогической мысли: Методические рекомендации. - Новгород, 1995.
11. Иванов Е.В. Педагогика Марии Монтессори //Ментор. - 1997. - № 2 (4).







Информационный материал с методическими указаниями
Под словом реформа (от латинского reformo - преобразование) в наши дни обычно понимают радикальные изменения в той или иной области жизни, носящие прогрессивный характер. А потому понятие "реформаторская педагогика" можно рассматривать как историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации.
Говорить о реформе как прогрессивном преобразовании вообще нельзя. Это можно делать лишь по отношению к чему-то, либо в сравнении с чем-то. Поэтому неслучайно, что термин "реформаторская педагогика" всегда соседствует с такими терминами, как "официальная педагогика" или "нормативная педагогика". В ситуациях, когда официальная педагогика отстает от темпов социокультурных изменений и развития науки и, соответственно, перестает отвечать требованиям современности, создается благоприятная почва для произрастания различных реформаторских педагогических идей и опыта воспитания и обучения. Здесь следует обратить внимание на то, что все новое постепенно становится привычным, традиционным, а порой и устарев-шим. Примеры этого можно найти во всех областях жизни и отраслях знания. То же самое происходит и с реформаторскими педагогическими идеями, концепциями и моделями (Привести примеры из истории педагогики).
При изучении понятия "реформаторская педагогика" можно провести групповую работу со студентами с использованием словарей, научной литературы и пик-бодов, в ходе которой попытаться выявить смысловую суть других важных и связанных с данной проблемой понятий (свобода, свободное воспитание, традиция, новация и т.п.).
Как показывает анализ историко-педагогического процесса, усиление педагогических исканий и реформы в образовании неразрывно связаны с происходящими историческими событиями, социокультурными измене-ниями и прогрессом науки, особенно в области человекознания.
В периоды исторических изломов, когда происходит переход от одного этапа развития цивилизации к другому, когда происходят войны, революции и другие социальные катаклизмы, приносящие людям много несчастий и бед, человечество всегда обращает внимание на образование, видя в нем средство для улучшения ситуации в обществе путем воспитания нового человека.
При подготовке к семинарскому занятию студентам следует порекомендовать обратиться не только к историко-педагогической, но и к исторической литературе, чтобы получить наиболее полную картину об исторических (новое перекраивание карты Европы, начало распада колониальной системы, войны, революции), социальных (завершение промышленного переворота, переход экономически развитых стран к индустриальному этапу своего развития, технократизации среды обитания и разрушение многовекового патриархально-крестьянского уклада жизни у большинства населения Западной Европы, востребованность в новых профессиях и знаниях) и научных (появление новых взглядов и знаний о человеке благодаря бурному развитию философии, психологии, биологии, антропологии, медицины) предпосылках появления реформаторской педагогики в Западной Европе в конце XIX - начале ХХ вв.
Для выявления педагогических предпосылок реформаторской педагогики рассматриваемого периода следует обратиться к анализу ранее изученного материала. Такой экскурс должен показать, что данные предпосылки имеют общую основу и отражают объективно сложившиеся в историческом плане гуманистическую и индивидуалистическую традиции в развитии педагогической теории и практики, в которых человек рассматривается как высшая ценность, признается свобода его личности, ее право на всестороннее развитие сущностных сил и удовлетворение своих запросов и потребностей. Историко-культурные корни этих традиций находятся в античном мире (софисты, Сократ, Эпикур, Цицерон, Квинтилиан) и получают сильное развитие в эпоху Возрождения (Вивес, Веджерио, Мор, Монтень, Рабле, де Фельтре) и Нового времени (Локк, Руссо, филантрописты). В ходе занятия необходимо показать их содержательное наполнение в теории и практике образования и различные проявления в изучаемых реформаторских концепциях и моделях.
Реформаторская педагогика конца XIX - начала ХХ вв. была весьма полифонична и представлена различными направлениями. На семинарском занятии нужно постараться выявить их общие и отличительные черты.
В качестве интегрирующей основы для различных направлений внутри реформаторской педагогики выступают общие историко-педагогические истоки и вытекающие из них идеи педоцентризма и свободы, находящие свое выражение в отношении к ребенку (вера в ребенка, в доброе в нем, признание его уникальности и права на индивидуальное развитие), в цели воспитания (создание условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его природой), в организации учебно-воспитательного процесса (строится в соответствии с развитием детской природы и учитывает индивидуальный жизненный ритм каждого воспитанника), в организации внутришкольной жизни (основывается на принципах "справедливого сообщества", предполагающего равноправное участие детей, родителей и учителей в демократическом процессе управления), в позиции учителя (выступает в роли друга, старшего товарища, наблюдателя, консультанта и советчи-ка), во взаимоотношениях с муниципальными и государственными органами управления образованием (не допускают государственно-бюрократиче¬ского регламентирования своей жизнедеятельности).
Отличительные особенности во взглядах и деятельности различных педагогов-реформаторов во многом обусловлены спецификой доминирующих научно-философских идей, оказавших наиболее сильное влияние на формирование их мировоззрения и нашедших отражение в созданных ими педагогических концепциях.
Педагоги-анархисты (П.Робен, С.Фор, Д.Гильо, Г.Лейн, Ф.Раух и др.), основываясь на идеях либерализма и анархизма, особый акцент в своих работах делают на социально-трудовой аспект воспитания, самостоятельность воспитанников, полное самоуправление и исключение любого диктата со стороны взрослых.
Педагоги-индивидуалисты-эстеты (Г.Гансберг, Г.Гаудиг, Л.Гурлитт, Э.Лин¬де, Г.Шаррельман и др.), опираясь на идеи философии жизни В.Дильтея и экзистенциализма, смотрят на педагогику как на свободное художественное творчество, ищут и культивируют в ребенке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.
Педагоги-психоаналитики (А.Нейлл), используя идеи З.Фрейда и его последователей при реализации принципа свободы, обеспечивают условия для самореализации воспитанником своего психического и соматического развития и одновременно создают опыт корригирующей заботы о нем, оберегая его внутренний мир, освобождая от страхов и помогая в познании самого себя.
Педагоги-естествоиспытатели (О.Декроли, М.Монтессори и их последователи) применяют достижения экспериментальной психологии и антропологии для всестороннего изучения ребенка и адаптируют методы лечебной педагогики к воспитанию здоровых детей.
Педагоги-прагматисты (европейские последователи Д.Дьюи, включая Г.Кершенштейнера), основываясь на идеях либерализма и философии прагматизма (который в варианте Дьюи получил название "инструментализма"), рассматривают образование как непрерывный процесс реконструкции опыта через обучение "путем делания" с опорой на личный социальный опыт и интерес ученика.
Педагоги-антропософы (Р.Штайнер и его последователи), опираясь исключительно на антропософское учение, реализуют разработанную на его основе Штайнером педагогическую концепцию, направленную на создание полноценных кармосообразных предпосылок для развития человеческой индивидуальности.



Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление