Главная страница =>библиотека=>оглавление

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ § 1. Личность советского учителя



Педагогическая деятельность и ее значение. Профессия учи¬теля, воспитателя — одна из самых важных, почетных и ответст¬венных профессий в нашей стране. Партия, государство и народ доверяет ему самое ценное, самое дорогое — пашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеж¬дения, преданность Родине и идеям коммунизма. Имеются все основания считать, что педагог — это инженер человеческих душ.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли и уделяют большое внимание советскому учителю, повышению его роли в коммунистическом строительство. В докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул необходимость улучшать подготовку учителей. Постановление ЦК КПСС и Совета Минист¬ров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспи¬тания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» намечает ряд мер, направленных на повышение идейно-политического уровня, научно-методической вооруженности и пе¬дагогического мастерства учителей. Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое будет присваиваться за осо¬бые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи. Признана необходимость значительно улучшить работу педагогических учебных заведений, совершенствовать методы отбора молодежи для обучения в этих заведениях, с тем, чтобы поднять на более высокий уровень подготовку будущих учителей.
Учитель — основной организатор учебно-воспитательного процесса в школе. Работа учителя по обучению и воспитанию молодого поколения — весьма многогранная деятельность, требую¬щая прежде всего высокой нравственной культуры. Советский учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины в духе требований коммунистической нрав¬ственности и коммунистического миропонимания, прежде всего отличается последовательным диалектико-материалистическим мировоззрением, яркой и ясной коммунистической направлен¬ностью личности, высокой степенью идейно-политической зрело¬сти. Страстная коммунистическая убежденность и безграничная вера в торжество дела коммунизма — основные черты личности со¬ветского учителя. Только такой учитель может зажигать молодые сердца, готовить подрастающую молодежь к большим делам, к строительству коммунизма. Только тот учитель, который посвя¬щает свою жизнь служению народу, Советской стране, у кого сердце настоящего патриота и гражданина, может достойно выпол¬нять свои функции.
Передовой советский учитель — активный участник обществен¬ной жизни, застрельщик, носитель и пропагандист всего нового и передового. Только такой учитель может быть примером для учащихся, только такого учителя могут любить и уважать учени¬ки. К учителю обращаются за помощью, поддержкой, советом ученики, для которых он старший и мудрый друг и наставник, своего рода нравственный арбитр. И эта тенденция — видеть в учителе доброжелательного, близкого человека — заметно нарас¬тает. Если еще 10—20 лет назад школьники, отвечая на вопрос, какими качествами должен обладать, с их точки зрения, идеаль-ный учитель, в первую очередь отмечали «великолепное знание предмета», «очень интересное преподавание» и т. д., то в послед¬нее время все чаще и чаще школьники говорят о том, что идеальный учитель — это тот, «который нас понимает, доброже¬лательно относится к нам», «к которому можно запросто подойти и посоветоваться в трудных случаях жизни». И это потому, что передовой советский учитель обладает такими высокими нравственными качествами, как коллективизм, гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление