Главная страница =>библиотека=>оглавление
Под влиянием ближайшей перспективы перехода к самостоя¬тельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее. Старший школь¬ный возраст — это возраст жизненно-трудового самоопределения. В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призва¬ния, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Важное значение в этой связи имеют более высокие формы организации общественно полезного и учебного труда в старшем школьном возрасте. Учебный труд в межшкольных учебно-произ¬водственных комбинатах (УПК) и учебных цехах предприятий, постоянное деловое общение с представителями шефствующих предприятий, производственниками-наставниками, получившая название «пятой, трудовой, четверти» работа девятиклассников в колхозах а совхозах летом — все это придает совершенно иной характер трудовой деятельности старших школьников. Она приоб¬ретает характер производительного труда, в процессе которого формируются любовь и уважение к труду в сфере материального производства. Познается новое чувство — чувство созидателя, даю¬щее школьнику радость и глубокое удовлетворение, основанное на сознании того, что его труд направлен на решение государствен¬ной задачи, поставленной перед производством. Такого рода трудовая деятельность помогает правильному и твердому выбору профессии старшеклассниками.
Подавляющее большинство выпускников школы более или менее четко намечают свое будущее. Но значительное число их ко времени окончания школы так и не определяют свой жизнен¬ный путь. А отсутствие ясно осознанной линии в вопросах профес¬сионального самоопределения может привести к сложным пере¬живаниям, связанным с разочарованием в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам. Это связано с большими издержками и для молодого человека, и для общества. Здесь отрицательно сказывается еще не преодоленная окончательно односторонняя психологическая установка на приобретение после окончания школы только высшего образования — если это не удается осуществить, то часто наступает состояние растерянно¬сти и безразличия к будущему. Старшие школьники не могут правильно ориентироваться в профессиях и по той причине, что о большинстве профессий они пока еще ясного представления не имеют. Не знают и того, какие требования предъявляет данная профессия к человеку, каких качеств она от него требует.
Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в их глазах очень велик. Другие профессии оцени¬ваются низко, социальный престиж их чрезвычайно мал, напри¬мер, престиж профессий сферы обслуживания (продавцы, работ¬ники общественного питания, работники коммунальных пред¬приятий, портные и швеи), а также таких профессий, как счетовод, делопроизводитель, бухгалтер. Но эта престижность профессий никак не соответствует их реальному значению для общества, народного хозяйства нашей страны.
Нужна специальная работа школы, проводимая совместно с ин¬спекторами по трудовому обучению, воспитанию и профессиональ¬ной ориентации при отделах народного образования и комис¬сиями по профориентации и трудоустройству при Советах народ¬ных депутатов, чтобы правильно ориентировать старшеклассников в профессиях, привить им любовь и уважение к рядовым, произ¬водственным профессиям, повысить социальный престиж ряда необходимых государству профессий. Здесь нужна настойчивая и умелая пропаганда этих профессий, показ их высокой общест¬венной пользы и творческого характера.
Вопросы для повторения
1. В чем особенности физического развития подростков и старших школьников?
2. В чем заключается перестройка учебной деятельности подростков и ее влияние на психическое развитие?
3. Каково влияние труда на развитие личности подростков и старшин школьников?
4. Каковы особенности нравственного формирования личности подростка?
5. Чем учение и труд старшего школьника отличаются от учения и труда подростка?
6. Расскажите об основных направлениях развития личности в старшем школьном возрасте.
Практические задания
1. Понаблюдайте за проявлениями чувства взрослости у подростков и опишите эти проявления.
2. Выделите группу подростков, спаянных тесной дружбой, понаблюдайте за проявлениями их дружеских отношений, формами взаимопомощи.
3. Выделите (в зависимости от вашей специальности) 1—2 подростков, отличающихся заметным развитием музыкальных, конструктивно-технических, художественно-изобразительных, спортивных способностей. Опишите прояв¬ления этих способностей, проследите связь их с интересами и склонностями, историю их развития, роль семьи, школы, внешкольных учреждений.
Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как известно, XXV съезд КПСС уделил большее внимание делу обучения и воспитания молодого поколения, специально поставив вопрос о совершенствовании народного образования, улучшении работы нашей школы. Перед школой был поставлен целый ряд важных задач — задача комплексного подхода к вос¬питанию, задача формирования у молодого поколения коммуни¬стической идейности, активной жизненной позиции, единства слова и дела. Была поставлена задача повышения самостоятель¬ности учащихся в обучении, формирования у них умения само¬стоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стреми-тельном потоке научной и политической информации. Эти идеи получили реализацию в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977).
Задачи советской педагогической психологии определяются задачами, поставленными XXV съездом КПСС и указанным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Педаго¬гическая психология строится на основе общей психологии, изу¬чающей общие закономерности психики человека, возрастной психологии, изучающей особенности психической деятельности развивающегося человека на разных возрастных этапах, и пере¬довой практики обучения и воспитания.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.