Главная страница =>библиотека=>оглавление
В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора формируются и раз¬виваются интересы подростков, и прежде всего интересы позна¬вательного характера (интерес к различным отраслям современ¬ной физики, астрономии, биологии), интерес к технике (особен¬но к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, в частности типа «роботов»). О широте и диапазоне интересов подростков свидетельствуют вопросы учащихся 12 — 14 лет: «Что такое жизнь?»; «Как доказать, что Вселенная бесконечна?»; «Сможет ли человечество победить старость?»; «Есть ли телепаты?»; «Ка¬кое будущее у ЭВМ?» Очень видное место занимают интересы к спорту, шахматам, читательские интересы, интересы к кино, теат¬ру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.
Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально за¬хватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.
Активная любознательность и любопытство, жадное стремле¬ние познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновре¬менно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхно¬стного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни. Поэтому правильно поступают те учителя, которые сдерживают подобную «любознательность». Однако в некоторых случаях подросток таким нутом (часто неосознанно) нащупывает свой основной, центральный, стерж-невой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в разных областях.
В подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения, например низкопробной кинопродукцией типа пресло¬вутого «Фантомаса», азартными играми. В этих случаях необхо¬дима активная и твердая единая позиция семьи и школы и настой¬чивое преодоление нездоровых увлечений, активное формирование положительных интересов и склонностей.
В связи с интересами и склонностями под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений у под¬ростков начинают формироваться и ярко проявляться способности. Раньше проявляются музыкальные, художественно-изобразитель¬ные, литературно-творческие способности. Серьезное и система¬тическое обучение математике ведет к формированию матема¬тических способностей. На основе изучения математики и физики очень заметно формирование у подростков-мальчиков конструк¬тивно-технических способностей. На выставках детского техни¬ческого творчества можно видеть сложные приборы с автомати¬ческим управлением, действующие модели современного типа кораблей и самолетов, телефоны с двусторонней связью, само¬дельные приемники.
Задача учителей, во-первых, всемерно развивать уже проявив¬шиеся способности, во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников.
К концу подросткового возраста (VIII класс) начинают фор¬мироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что многие подростки после окончания VIII класса идут в техникумы, профтехучилища. Однако представление о харак¬тере избираемых профессий у большинства школьников пока еще смутное, неопределенное, подростки плохо знакомы с теми требо¬ваниями, которые предъявляют различные профессии к человеку. Получая в школе широкое образование, трудясь в школьных мастерских и на пришкольных участках, в учебно-производствен¬ных комбинатах, лагерях труда и отдыха, совершая экскурсии на фабрики и заводы, знакомясь с литературой о профессиях, бесе¬дуя с представителями различных профессий, восьмиклассники сумеют выбрать профессию, учитывая государственные потреб¬ности, а также свои интересы, склонности и способности. Учителя же должны оказать старшим подросткам необходимую помощь в правильном выборе профессии.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.