Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения



Потребность в общении, дружба и товарищество. В подростко¬вом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно разви¬вается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Исследо¬вания показали, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей.
Понятия «товарищество» и «дружба» имеют различное содер¬жание. Товарищество предполагает более широкий круг участ¬ников, психологическая основа его — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищеского сотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избиратель¬на, интимна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков, привязанность друг к другу, доверитель-ность отношений.
Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат ужо не только потому, что сидят на одной парте или живут Б ОДНОМ доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дру¬жеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наб¬людается и паразитическая форма дружбы по расчету.
Говоря о дружеских отношениях подростков, необходимо отме¬тить, что, хотя и не часто, но встречаются случаи дружбы маль¬чиков с девочками. Среди старших подростков порой возникает симпатия, влечение и даже первая влюбленность. К таким прояв¬лениям надо относиться очень тактично и осмотрительно. Не сле¬дует запрещать дружить мальчику с девочкой, грубо высмеивать и бестактно относиться к зарождающемуся чувству. Надо тактич¬но добиваться того, чтобы взаимное влечение побуждало подрост¬ков к хорошим делам, чтобы влияние друг на друга было только положительным, чтобы подросток под воздействием пробуждаю¬щегося чувства становился чище, лучше, скромнее.
Учителям (особенно классным руководителям) надо специаль¬но думать о половом воспитании подростков, тактично и ненавяз¬чиво воспитывать у них правильное отношение к лицам другого пола, воспитывать благородство у мальчиков и женское достоин¬ство у девочек. Не следует искусственно возбуждать интерес к соответствующим вопросам. Но если учитель видит, что в этом есть необходимость, то не надо занимать позицию посторон¬него наблюдателя. Большое значение имеют хорошо проду¬манные, тактичные индивидуальные беседы учителя с подростком в атмосфере доброжелательности, искренности, сердечности.
Развитие воли и характера. Заметно развиваются в подростко¬вом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и труд¬ности. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т. е. к волевой деятельности.
Если младший школьник редко самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя родители), то под¬росток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они дале¬ко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности: прояв-ляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спор¬тивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (напри¬мер, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д.
Подростковый возраст — важный период характерообразования. Если до этого можно было говорить скорее об отдельных харак¬терологических проявлениях, то в подростковом возрасте харак¬тер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарас¬тает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточ¬ной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне крикливости беготне. Разуме-ется, эти проявления нельзя считать неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость и жизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков, особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми импульсивными.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление