Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте



Формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашен¬ное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приоб¬ретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе раз¬вивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимо¬помощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подрост¬ка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявле¬ние требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.
Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляет собой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята — юноши 17—20 лет. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны воспитателей. Но во всяком случае необхо¬димо присмотреться к ним, понаблюдать и постараться вовлечь их в сферу влияния общественных организаций.
Включение подростка в жизнь здорового, сплоченного, целе¬устремленного коллектива, вступление его в ряды пионерской, а потом и комсомольской организаций — важнейший путь форми¬рования полноценной личности в этом возрасте. Каковы же особенности формирования личности в подростковом возрасте? Здесь прежде всего следует выделить ряд важнейших направле¬ний, по которым идет развитие личности. Это интенсивное фор¬мирование и развитие: а) нравственного (морального) сознания, 6) самосознания, в) чувства взрослости и г) деятельности обще¬ния.
Нравственные представления и понятия подростков. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Если подросток приобретает положительный опыт нравствен¬ного поведения, если его нравственные представления и понятия складываются под правильным идейным руководством, то его отличает высокий уровень нравственного сознания. Большая часть подростков правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях: «Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца. Настойчивость может развиваться и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего дела» (мальчик, 12 лет); «Гордость — это радость за успех, а не за превосход¬ство над другими. Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо. Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (девочка, 15 лет).
В тесной связи с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы. Они служат своеобразным моральным эта¬лоном, на который подросток равняет свое поведение. «Для меня идеал женщины — космонавт Валентина Николаева Терешкова — героиня, большая общественница, хороший работник, умная, кра¬сивая, хорошо одетая» (девочка, 14 лет); «Мой идеал — человек с большой волей, разносторонними знаниями, любящий свое дело, абсолютно честный и справедливый, и чтобы любил футбол и хорошо разбирался в нем» (мальчик, 14 лет).
В мечтах подростки проектируют свою будущую жизнь и деятельность, в мечте воплощается идеал, к которому они стре¬мятся. Мечты наших подростков говорят об их стремлении актив¬но участвовать в жизни страны.
Следует отметить, что моральные понятия и убеждения, фор¬мирующиеся у подростка стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кино¬картин, самостоятельного анализа поведения взрослых, могут быть ошибочными, незрелыми или искаженными и носить харак¬тер не только заблуждений, но и чуждых нам по духу моральных принципов. Приведем несколько примеров ошибочных высказы¬ваний подростков разного возраста: «Чуткость — это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный чело¬век должен быть не чутким, а прямым, холодным, грубоватым и резким»; «Показная и ненужная смелость — это исконно рус¬ская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ниче¬го не боится и ни с чем не считается. Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»; «Вон Сергей Тюленин тоже девчонок за косы дергал, зря из окна прыгал, не слушался учителей, поэтому из него и герой вышел»; «Только мямли и подхалимы говорят мягким, вежливым и приветливым голосом»; «Я вот много наблюдал, размышлял и пришел к выводу: люди думают одно, а говорят другое. Где-то даже слышал, что язык человеку дан, чтобы скрывать свои мысли».
Распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качест¬вах, очень ценимых подростками: «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу». Другой подросток продолжает эту мысль: «Для меня дело но в том, кто прав, а кто настоит па своем!» Оказывается, все дело в стрем¬лении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как лич¬ность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле взрослого человека.
Один из старших подростков, нагрубивший учительнице, в беседе с директором полностью признал свою вину, но, когда от него потребовали извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!»
Имея некоторые неправильные моральные понятия, ошибочно оценивая некоторые качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, под¬ростки нередко намеренно культивируют и развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными. Учитель, воспитатель помогают преодолевать заблуждения, причем основ¬ное здесь — организовать правильный нравственный опыт подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходи¬мости следовать этим нормам в повседневной жизни.
Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосоз¬нания, потребности осознать себя как личность. У подростка воз¬никает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собст¬венной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.
На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем при¬тязаний подростка, его мнением о себе и его реальным поло¬жением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.
На основе развития самовоспитания, роста требований к под¬ростку, его нового положения в коллективе у подростка возни¬кает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеуст¬ремленному развитию у себя положительных качеств и торможе¬нию отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыха¬ние и т. д. Один из подростков заявил, что он нашел «лучший способ развить у себя волю — это никогда, никому, ни в чем не уступать!» Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недо¬статках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.
Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возрас¬та — формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает счи¬тать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки на¬ступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, напри¬мер своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убежде¬нию, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участ¬вовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к само¬стоятельности и известной независимости. Отсюда их чувстви¬тельность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собст¬венных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувст¬ва взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопро¬тивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нуж¬но не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаи¬моотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраи¬вать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в извест¬ных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подрост¬ков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — всего того, что было в какой-то" мере оправдано по отношению к дошколь¬нику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребле¬ния тоном категорических распоряжений и приказов, безапелля¬ционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требова¬ний вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляю-щих чувство собственного достоинства, самоуважения подростка.


Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление