Главная страница =>библиотека=>оглавление
Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учите¬ля с классом работают 5—6 учителей, у которых разные требо¬вания, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику ста¬рые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дослов¬ному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепогло¬щающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них опре¬деленный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблю¬дается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неуда¬чам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безраз¬личен и равнодушен.
Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, иг¬рают идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной дея¬тельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональ¬ными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совер¬шенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучае¬мых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глу¬бокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возраст¬ным особенностям его личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка— нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мыш¬лению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образ¬ные (наглядные) компоненты мышления, но исчезают, а сохра¬няются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленение абстрактных существенных призна¬ков объекта. Так, например, учащиеся IV—V классов иногда не узнают прямоугольного треугольника при положении прямого угла вверху, когда гипотенуза является основанием треугольника, путаются в хорошо знакомом им доказательстве при необычном построении чертежа.
Значение конкретно-образных компонентов мышления сказываются и в том, что в ряде случаев воздействие непосредствен¬ных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате проис¬ходит неправомерное сужение или расширение того или иного понятия, когда в его состав привносятся яркие, но несуществен¬ные признаки, случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учеб¬нике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.
Некоторые младшие подростки испытывают затруднения при необходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму и на этом основании относят существительные бег, ходьба к глаголам, существительные толстяк, красота — к прилагательным, а слова стоять, спать, молчать и даже лениться отказываются считать глаголами, так как «здесь нет никакого действия», т. е. школьники ориентируются на наглядное значение слова, а не на его грамматическую форму.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. 13 процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений Восприятие становится плановым, последовательным и всесторон¬ним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу — и ученик поражает поверхностностью легковес¬ностью своего восприятия. Подросток может добросовестно смот¬реть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпе¬вают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контроли¬ровать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определен¬ного материала, умение использовать специальные способы за¬поминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчи¬вое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, пе¬реживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвле-каясь, работать на другом («любимом») уроке.
Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не бы¬ло ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на дли¬тельное время. Интересное дело, интересный урок способны захва¬тить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжи¬тельное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятель¬ность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Труд подростка. Как правило, подростки очень охотно трудятся. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активность подростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. В-тре¬тьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков — это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потреб¬ностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игно¬рирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправиль¬ного воспитания.
Участвуя в процессе труда, например в школьных мастерских, на пришкольных участках, подростки обогащают теоретические знания, труд становится для них новым источником знаний, ребята приобретают практические знания и умения. Труд дает возможность формировать у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоя¬тельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о способах выполнения и последова¬тельности отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.
В коллективном общественно полезном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В про¬цессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.
Организации труда подростков следует уделять большое вни¬мание. Это касается и труда в школьных мастерских, и работы на учебно-опытном пришкольном участке, и домашнего труда, и общественно полезного труда в его различных видах и формах. Если труд плохо организован, то у подростков пропадает интерес к труду, они безразлично или даже явно отрицательно относятся к нему.
Общественная оценка результатов труда подростков, если к тому же она исходит от работников шефствующих предприятий, рабочих-наставников, имеет огромное воспитательное значение.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.