Главная страница =>библиотека=>оглавление

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА § 1. Общая характеристика подросткового возраста



Основное направление развития. Подростковый возраст — это возраст от 10—11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащих¬ся IV—VIII классов. Ученики IV класса еще во многом напо¬минают младших школьников, а учащиеся VIII класса уже имеют многие черты, свойственные ранней юности.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, пото¬му что в течение этого периода происходит своеобразный пере¬ход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зре¬лости. В этом смысле подросток—полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подрост¬ка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравст¬венное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудо¬вую и игровую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В IV классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понима¬ния более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Из «маленького», октябренка он превращается в «старшего», пионера, а потом и комсомольца» ученик начинает играть зна-чительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъ¬являться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.
Анатомо-физиологическая перестройка организма. В подрост¬ковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, которая отражается и в некоторых психо¬логических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усилен¬ный рост тела совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета.
Прежде всего наблюдается резкий рост тела в длину: у дево¬чек максимум прироста обычно приходится на 12 — 13 лет, у мальчиков — на 14—15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, несклад¬ности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает порой неес¬тественные, вычурные позы. Даже добрая шутка по адресу его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию — подростку непереносима мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердеч¬но-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объе¬ме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повыше¬нию кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.
Указанные особенности развития сердечно-сосудистой систе¬мы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секре¬ции приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблю¬даться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчи¬вость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще, но всегда способна выдерживать сильные или длительно дейст¬вующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Например, под влиянием многочисленных впечатлений, сильных нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения, долгого ожидания волнующего события одни подростки становятся вялыми и безучастными, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину.
Конечно, отсюда не следует делать вывод, что подростковый возраст — это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть какое-то особенно бережное отношение. Наоборот, подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, актив¬ности. Но учитывать указанные возрастные особенности при орга¬низации учебно-воспитательной работы необходимо.
Самый важный факт физического развития подростков — по¬ловое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от нацио¬нально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей индивидуальной жизни (состояние здоровья, пере¬несенные болезни, питание, режим труда- и отдыха, окружающая обстановка и т. д.). С этими поправками начало полового созре¬вания мальчиков можно отнести (в условиях средней полосы СССР) к 12—13 годам, девочек — к 11 — 12 годам. Большинство мальчиков созревают теперь в половом отношении к 15 годам, а девочек — к 13—14 годам. Несмотря на то, что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зре¬лости в этом возрасте, разумеется, нельзя.
Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием до сих пор незнакомого им и в каком-то смысле неожиданного для них подового влечения и соответствую¬щих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг, кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приоб¬ретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подрост¬ков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.


Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление