Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте



В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, клас¬сный, октябрятскую звездочку), включение в новый вид дея¬тельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении повой системы отношений к лю¬дям, коллективу, формирует характер, волю.
Моральное развитие. Конечно, моральное развитие и воспита¬ние ребенка начинается задолго до поступления в школу. Но толь¬ко в школе он ставится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководст¬воваться в отношениях со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нрав¬ственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направ¬ленность личности.
Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от I к III классу, становятся более четкими, опреде¬ленными. Моральные суждения первоклассников обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. У учащихся II —III классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (эти указания воспринимаются теперь более осознанно), сказывается и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние художест¬венной литературы, детских кинофильмов. Это же характеризует и моральное поведение. Если дети 7—8 лет совершают положи¬тельные моральные поступки, чаще всего следуя прямым ука¬заниям старших, в частности учителя, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указании со стороны. Воля, темперамент и характер. Возрастная особенность де¬тей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодо¬ления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать спои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недо¬статочная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препят¬ствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания форми¬руется умение преодолевать трудности, подавлять непосредствен¬ные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролиро¬вать свои поступки.
В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно наб¬людать проявления всех четырех типов темперамента. В главе «Темперамент» были описаны проявления этих типов и даны рекомендации, как учитывать особенности темпераментов млад¬ших школьников в учебно-воспитательной работе. При правиль¬ном воспитании есть полная возможность выправить некоторые отрицательные проявления темпераментов: у холериков выра¬ботать сдержанность, у флегматиков — активность и быстроту, у сангвиников — терпение и усидчивость, у меланхоликов — общи¬тельность и уверенность в себе. Воспитывая волю и характер у младших школьников, учитель приучает их управлять своим темпераментом.
Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений,. по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обла¬дают отрицательными формами поведения, к ним относятся, напри¬мер, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протес¬та ребенка против тех твердых требований, которые ему предъяв¬ляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих часто вре¬менных, случайных психических состояний в черты характера.
Эмоции и чувства. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психи¬ческая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоцио¬нально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосред¬ственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффек¬там, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямы¬ми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, пра¬вильная организация деятельности ребенка и его взаимоотноше¬ний с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния. С годами у детей все больше развивается способность регу¬лировать чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности моральные чувства — чувство долга, чувст¬во советского патриотизма; ребенок постепенно начинает пони¬мать, что такое Родина, много узнает о своей стране, о ее людях, природе. В доступной для ребенка форме у него растет и развивается чувство любви и уважения к Родине.
В младшем школьном возрасте успешно происходит и худо¬жественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно очень инте¬ресуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соот¬ветствующей деятельности и восприятия художественных произ¬ведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.
Дружба и товарищество. Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания коллективистических отношений. За несколько лет школьник накапливает при правиль¬ном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Первоклассники еще не чувствуют себя частью еди¬ного коллектива, они в каком-то смысле обособленны и незави¬симы, нередко у них можно заметить проявления отчужденности, завистливости, наивного хвастовства. Коллектив начинает скла¬дываться тогда, когда под влиянием специальной работы учителя дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам одноклассников, проявлять взаимопомощь, начинают относиться к учебной дея¬тельности как к делу всего класса. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Большое значение для формирования коллектива и коллективизма имеет организация октябрят, а затем и пионерская организация. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной, общественно полезной деятельности.
Складывающиеся моральные нормы поведения в коллективе, чувства взаимопомощи и уважения друг друга переносятся и на личные дружеские и товарищеские отношения учащихся этого возраста, обогащаются так называемые межличностные отношения.
Показательны различия в характере дружбы у младших школь¬ников разных классов. У учащихся 1 — II классов дружеские взаимоотношения еще недостаточно устойчивы, складываются по случайным и несерьезным мотивам. Спросите у школьника, по¬чему он дружит с Петей или Олей: «Потому что живем в одном доме»; «Потому что сидим за одной партой»; «Потому что наши родители знакомы и ходят в гости друг к другу». Наблюдается быстрая смена друзей, смена симпатий и антипатий. Вчера Витя был друг, а сегодня «я с ним уже не вожусь». Сережа был абсолютно безразличен, а теперь, оказывается, он «мой самый лучший друг».
Самый младший школьник положительно или отрицательно оценивает друга преимущественно на основании того, что дружба может дать лично ему, что его друг делает для него. Требова¬ния, предъявляемые к другу, ребенок не всегда относит и к себе, он еще не осознает того, что дружба должна строиться на равенстве прав и взаимных обязанностей. Например, приходилось слышать такое высказывание: «Моя подруга Света очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда со мной во всем согласна. Когда позову гулять или поиграть, она никогда не отказывается. А Женя была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу». Такая односторонняя субъективно-эмоциональная оценка друга объяс¬няется недостаточным опытом морального поведения первоклас¬сника в коллективе. Дети этого возраста еще только входят в жизнь коллектива, они еще не научились строить отношения на взаимном уважении друг друга.
У школьников III класса опыт моральных взаимоотношений в коллективе богаче. На этой основе у ребят складываются более глубокие и прочные товарищеские и дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в форми¬ровании нравственных качеств характера. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть полезным товарищу, в сог¬ласовании своих действий п поступков, начинают формироваться более интимные дружеские чувства, которые выражаются в со¬чувствии, в стремлении поделиться с другом радостями и горестя¬ми. Разлады и конфликты, как правило, переживаются детьми уже серьезно и глубоко.
Роль игры и труда в развитии личности. Хотя ведущая дея¬тельность младших школьников — учение, игра занимает очень большое место в их жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию цепных качеств личности.
Еще Н. К. Крупская и А. С. Макаренко отмечали, что игра воспитывает не только волю, организованность, находчивость, инициативность, что и само по себе важно, но создает кол-лектив, воспитывает чувство товарищества, «чувство локтя», умение руководствоваться в своем поведении интересами кол¬лектива.
Велико воспитывающее значение и труда младших школьни¬ков. Труд в жизни дошкольника выступал главным образом в форме самообслуживания. Значение самообслуживания в полной мере сохраняется и в младшем школьном возрасте. Однако труд только на себя и для себя может сформировать и индивидуалис¬та, которому не будет никакого дела до нужд и интересов дру¬гих людей. Поэтому очень важно постепенно включать учащихся в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общест¬венно полезной деятельности (уборка класса, пришкольных участ¬ков, спортплощадки, изготовление полезных предметов для млад¬ших детей, для воспитанников подшефного детского сада и т. д.). Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям. Это вызывает у них гордость, ра¬дость и удовлетворение, уважение к труду, понимание роли труда в жизни людей.
Большое психологическое значение имеют и специальные занятия, но труду, но только в том случае, если дети не просто режут, склеивают, сшивают, пилят, строгают, а собственными руками изготавливают полезные и нужные предметы (елочные игрушка, указки, коробочки и шкатулки, рамки для фотографий и т. д.). Особенно важно посильное участие младших школьни¬ков в производительном труде взрослых. Сельские школьники, например, собирают колосья, охотно помогают взрослым в рабо¬те на фермах, ухаживают за птицей, молодняком домашних животных, с удовольствием работают на пришкольных участках. Целенаправленный труд формирует умение планировать пред¬стоящие действия, находить наиболее рациональные способы их выполнения, осуществлять самоконтроль. Эти общетрудовые уме¬ния необходимы для организации трудовой деятельности более высокого уровня в подростковом возрасте.
Интересы и способности. Первые годы обучения в школе — го¬ды очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше. Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям (I — II классы) к интересам, связанным с раскрытием причин, законо¬мерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (III класс). Если основной вопрос первоклассников: «Что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».
О широте и диапазоне интересов младших школьников свиде¬тельствуют вопросы, заданные детьми 9 — 11 лет на специальном уроке: «Откуда дует ветер?»; «Почему самолеты не падают?»; «Как устроен атом?»; «Из чего делают пластмассу?»; «Когда умерли динозавры?»; «Почему на Южном полюсе вечные льды?»; «Сколько весит снежинка?»; «Может ли солнце погаснуть?»; «Почему люди умирают?»
С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению, к литературе с острой и занимательной фабулой, к сказкам, а затем и к книгам с несложным научно-фантастичес¬ким и приключенческим сюжетом. Формируется интерес к техни¬ке (преимущественно у мальчиков), причем к современной тех¬нике: ракетам, космическим кораблям, луноходу, автомобилям и самолетам новейшего типа. Ученики сельских школ заметно начинают интересоваться сельским хозяйством.
С середины II класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик II класса подчеркнет, что ему интересно решать зада¬чи или писать диктовки, интересны уроки рисования и т. п.
В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, литературного творчест¬ва, музыки, рисования. Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте — привлечение школьников в различного рода кружки при школах, ЖЭКах и домах пионеров. Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходят серьезные сдвиги в психическом разви¬тии детей, что подготавливает их к вступлению в самый сложный и потому ответственный период их жизни — подростковый воз¬раст.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается психологическая перестройка личности ребенка в связи с поступление в школу?
2. Дайте краткую характеристику учебной деятельности младшего школьника.
3. Какова динамика мотивов учения в младшем школьном возрасте?
4. Каковы особенности познавательных процессов?
5. Какова роль учения, игры и труда в развитии личности младшего школьника?

Практические задания

1. Проведите сравнительное изучение особенностей игровой, учебной и трудовой деятельности учащихся I, II и III классов (взяв по одному ученику каждого класса). Попытайтесь сформулировать (и иллюстрировать примера¬ми), как развиваются эти виды деятельности от I к III классу, обратив вни¬мание на мотивацию деятельности, ее содержание, уровень самостоятельности, формы взаимоотношений в процессе деятельности.
2. Проследите за проявлениями характера и эмоций младших школьни¬ков, проявлениями дружбы между ними. Постарайтесь выявить случаи про¬явления отрицательных форм поведения (упрямства, капризов, хвастовства, эгоизма, ложной дружбы и т. д.) и наметить пути их выправления.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление