Главная страница =>библиотека=>оглавление
Особенности физического развития. Младшим школьным воз¬растом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразова¬тельной школы.
Это возраст относительно спокойного, и равномерного физичес¬кого развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и вы¬носливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кро¬вью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляе¬мость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рожде¬ния до наступления взрослости.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.
Происходит функциональное совершенствование мозга — раз¬вивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно разви¬вается вторая сигнальная система, но при этом первая сигналь¬ная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения ста¬новится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает про¬цесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбу¬димы и импульсивны. Они испытывают большую потребность п движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять, разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков.
В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.
Психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его со¬циальное положение, положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью первоклассника отныне становится уче¬ние, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобре¬тать знания. Учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребен¬ка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 10 лет. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаим¬ную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответствен¬ность, высокий уровень организованности и дисциплины. Усвое¬ния моральных норм и правил поведения требуют и учитель, и вся организация школьной жизни, и деятельность школьника в коллективе.
Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдатель¬ности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.