Главная страница =>библиотека=>оглавление
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обуче¬нию в школе, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Ребенок психологи¬чески готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно дли¬тельно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошколь-ника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу — запомнить что-либо; легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. овладевает неко¬торыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обу¬чать. Речь в известной степени грамматически правильна, выра¬зительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связ¬но излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умст¬венным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.
Сформированы и элементарные личностные проявления — де¬ти ко времени поступления в школу уже могут проявлять извест¬ную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил»; «Это я не так сделал»; «Бот теперь у меня получилось лучше»).
Все это важное условие готовности к школьному обучению. Итак, уровень психического развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является не-обходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными усло¬виями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему школьному обучению и т. д.
Все сказанное касалось объективной психологической готов¬ности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стрем¬ление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учить¬ся, у него нет. Разумеется, и здесь очень велики индивидуаль¬ные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до 1 сентября начинают систематически осаждать родителей просьбами заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу сдержанно и настороженно. А бывают случаи и нежелания идти в школу. Здесь нередко сказываются опасения, вызванные непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди — пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»; «Там ты еще наплачешься!»). Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших младшим (как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора и уса¬живают его, ревущего, учить уроки).
Отрицательное отношение к предстоящему школьному обу¬чению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет вклю¬чение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов уче¬ния. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять их тре¬воги и опасения.
В заключение следует упомянуть о том, что в настоящее вре¬мя исследуется возможность и рациональность начинать обучение детей в школе с шестилетнего возраста. Необходимость такого рода исследований диктуется соображениями о том, что научно-технический и социальный прогресс предъявляют новые требова¬ния к обучению и воспитанию молодого поколения, а акселерация физического и психического развития детей позволяет поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе. Эксперимен¬тальное обучение шестилеток по программам начальной школы (с дополнительным введением в учебный план I класса ритмики плавания, что очень важно для правильного физического развития детей, природоведения и иностранного языка) показало, что при специальной методике обучения и соответствующем режиме дня (например, продолжительность уроков 35 мин, с динамическими паузами) учащиеся, начавшие учиться в школе с шестилетнего возраста, практически ничем не отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с 7 лет. Конечно, эти данные нуждаются в тщательной и длительной проверке.
Вопросы для повторения
1. Укажите основное направление развития детей от 1 года до 5 лет.
2. На конкретных примерах покажите роль игры в психическом разви¬тии ребенка.
3. Каковы основные особенности развития мышления и речи в дошколь¬ном возрасте?
4. Какова роль труда в формировании познавательных способностей и личности в дошкольном возрасте?
5. Что характеризует готовность семилетнего ребенка к учению в школе?
Практические задания
1. Понаблюдайте за игрой дошкольников и проследите, как она влияет на эмоционально-волевые и характерологические проявления детей.
2. Попытайтесь выявить некоторые особенности восприятия, памяти и воображения дошкольников в процессе рисования, лепки, игры и других за¬нятий.
3. Попробуйте изучить 1 —2 самых старших дошкольников и решить, насколько они объективно и субъективно готовы к предстоящему учению в школе.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.