Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте



В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявле¬ниям. И под влиянием соответствующих упражнений, деятельности наличный уровень психического развития неуклонно повышается.
У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры — дошкольники уже не столь импульсивны и не¬сдержанны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К 7 годам вес мозга достигает в среднем 1350 г.
В процессе игры, элементарных форм трудовой деятельности и под влиянием специальных занятий лепкой, рисованием, конст¬руированием расширяется и углубляется восприятие окружаю¬щего мира, психические процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными (хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой). Внимание становится более устойчивым и длительным, у детей развивается способность в известных пределах планировать свою деятельность, организовывать ее.
Характерна тяга детей к словесному общению со взрослыми и сверстниками. Их словарный запас достигает в конце возраста 4000 слов. В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выра¬зительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мыш¬ление, оно конкретно, наглядно. Но можно наблюдать и элемен¬тарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления. Ребенок уже мыслит и о вещах, непосредственно не восприни¬маемых, пытается делать общие умозаключения и выводы (часто, впрочем, неправомерные—по аналогии), оперирует отдельными несложными отвлеченными понятиями.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Распространенный вид игры — коллективные сюжетно-ролевые игры, которые воспитывают чувство коллективизма и ответственности, вырабатывают умение подчиняться определен¬ным правилам, сдерживать свои желания, тормозить импульсив¬ные реакции.
Очень большое значение для формирования личности имеет посильный, но систематический и повседневный труд ребенка. Важно, что это труд не только для себя, не только по самообслу¬живанию, но и труд для других, на общую пользу (дома — уход за комнатными растениями, помощь в уборке помещений; в детском саду — работа в живом уголке, уборка детской пло¬щадки, уход за зелеными насаждениями и т. д.). Ребенок эмоционально переживает оценку своей деятельности и своих поступков со стороны взрослых, под этим влиянием у него развивается способность к самооценке, критическое отношение к собственным действиям и их результатам.
Немалую роль в психическом развитии дошкольников, в развитии их познавательных способностей приобретают элементы учения, осуществляемые в старших группах детского сада в форме дидактических игр и специальных занятий. Сюда относится усво¬ение простых природоведческих знаний, связанных с наблюде¬нием за природой и ее разнообразными явлениями, занятия по родной речи, имеющие целью обогатить словарный запас дошколь-ников, совершенствовать их устную речь (слушание и переска¬зывание сказок, рассказов, стихотворений, ответы на вопросы и т. д.). Проводятся специальные занятия по развитию фоне¬матического слуха у детей, их учат анализировать звуковой состав слова. На занятиях дошкольники овладевают счетом и простейшими операциями на сложение и вычитание в пределах десятка, учатся решать простейшие примеры и задачи. Старшие дошкольники учатся сравнивать величины, устанавливать их отношения, части, производя, например, измерение твердых, жид¬ких и сыпучих тел с помощью условных мерок, деление целого на части. Дети правильно отвечают, например, на такой вопрос: «Ты свой песочек весь без остатка поместил в 6 стаканчиков или 3 кружечки. Почему песку одинаково, а числа получились разные?» Имеется положительный опыт обучения дошкольников рисованию, музыке, иностранному языку. Подобного рода заня¬тия, конечно, чрезвычайно расширяют познавательные возмож¬ности детей дошкольного возраста, способствуют их интеллек¬туальному развитию.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление