Главная страница =>библиотека=>оглавление
Психическое развитие ребенка до трех лет. Ребенок появля¬ется на свет слабым и беспомощным существом. Костно-мышечная система его очень плохо развита, сердечная деятельность недостаточно регулируется со стороны нервной системы: сердце бьется часто и неритмично, дыхание поверхностно. Несовершенна и нервная система — большие полушария мозга развиты еще пло¬хо, основную роль в жизнедеятельности играют низшие отделы центральной нервной системы — подкорковые центры, ведающие основными жизненными функциями.
Вначале ребенок имеет лишь органические потребности (в воздухе, пище, тепле, сне). Они удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов (главный из них — пищевой), на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к внешней среде. В процессе взаимодействия с окру¬жающим миром у ребенка постепенно возникают новые потреб¬ности — потребность в общении, потребность в движениях, пот¬ребность в манипулировании предметами, интерес к окружающе¬му. Врожденные безусловные рефлексы на этом этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности. Возникает про-тиворечие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей как механизма приобретения и закрепления ребенком жизненного опыта.
Постепенно усложняющаяся ориентировка в окружающем ми¬ре ведет к развитию ощущений и восприятий, в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка и становятся основным средством познания. Примерно к середине первого года жизни заметно развиваются руки. Ощу¬пывающие, хватающие движения рук и манипулирование пред¬метами расширяют возможности познания ребенком окружающе¬го мира.
По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми. От форм эмоциональной реакции на взрослого (улыбка, оживленные движения при виде матери или при ласковых звуках ее голоса) ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает по¬нимать их.
В конце первого года жизни ребенок сам произносит первые слова.
В возрасте 1 года — 3 лет у ребенка формируется потребность более основательного и активного знакомства с окружающим ми¬ром, возникает потребность более глубокого и содержательного общения со взрослым. Что же нужно для удовлетворения этих пот¬ребностей? По-видимому, два обстоятельства должны играть здесь основную роль — овладение возможностью передвижения (ходь¬бой) и овладение речью. Это и есть основные направления развития ребенка, вступающего во второй год жизни.
Способность к передвижению расширяет контакты ребенка с Окружающим миром. Примерно с полутора лет заметен большой прогресс в речи — значительно увеличивается словарь, речь активизируется, усложняются ее формы. Речевое общение со взрос¬лыми имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребенка. Резкий недостаток (дефицит) общения со взрос¬лыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребенка. Игра становится ведущей деятельностью, через игру ребенок овладевает действиями, отображает окружающую жизнь, совершенствует способность к точным движениям.
Развитие ребенка в преддошкольном возрасте. Развитие ре¬бенка в этом возрасте определяется расширением и усложне¬нием его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к ребенку. Ребенок физически крепнет, укреп¬ляются его мышцы, заметно идет процесс окостенения скелета. Кора больших полушарий мозга начинает контролировать дейст¬вия подкорковых центров.
У ребенка уже в начале этого возраста появляется потреб¬ность участвовать в жизни взрослых, семьи: выполнять простей¬шие поручения, иметь несложные обязанности (сначала по само¬обслуживанию). С каждым днем нарастает интерес к окружаю¬щему.
Возраст 3 года — 5 лет недаром называют возрастом «поче¬мучки» — по некоторым данным ребенок в возрасте 3—4 лет задает ежедневно в среднем 427 вопросов, и три четверти из них начинаются словом «почему».
Игры становятся все более сложными. Появляются сюжетные, а потом и ролевые игры. В них ребенок в игровой сюжетной форме, принимая на себя определенную роль, воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, вследствие этого игра способствует всестороннему развитию ребенка — развитию его восприятия, воображения, мышления. В игре формируется и личность ребен¬ка: развивается возможность тормозного контроля за своим по-ведением, умение подчиняться правилам, умение преодолевать трудности. В игре же формируются у детей начатки коллекти¬визма и товарищества, приобретается первый опыт взаимопомощи,
Речь становится все более содержательной, усложняются ее грамматические формы. Дети преддошкольного возраста особен¬но склонны к словотворчеству и обнаруживают определенное чувство языка (умение на практике обобщать языковой мате¬риал).
Большую роль в развитии ребенка играют рисование, лепка, элементарное конструирование, в процессе которых ребенок по¬знает окружающий мир, развиваются его эстетические чувства и способности.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.