Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей



Понятие возраста. Согласно диалектическому пониманию раз¬витие не есть процесс только чисто количественных изменений, увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нель¬зя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импуль¬сивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качест¬венно новое, так называемые новообразования. К таким новообра¬зованиям относится, например, субъективная готовность к школь¬ному обучению детей семилетнего возраста или чувство взрос¬лости у подростков.
В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобра¬зием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный воз¬раст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и су¬щественных новообразованиях. Каждый возрастной период отли¬чается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. Возрастную харак¬теристику определяют такие факторы, как изменение положения ребенка в семье и школе, новые формы его деятельности, изме¬нение форм воспитания и, наконец, некоторые особенности соз¬ревания его организма. Таким образом, возраст не столько биоло¬гическая, сколько социальная категория.
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индиви¬дуальные различия. Они являются следствием, во-первых, инди¬видуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспита¬ния, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частно¬сти, различий в типологических свойствах нервной системы). Бесконечно разнообразны конкретные условия жизни, деятельно¬сти и воспитания — бесконечно разнообразие и индивидуальных особенностей личности. Поэтому возраст не имеет точных и опре¬деленных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но при этом имеют в виду, что каждый школь¬ник обладает и индивидуальными качествами — только ему при¬сущими особенностями- познавательной деятельности, эмоциональ¬ной жизни, воли, характера, поведения.
Сензитивные периоды. Необходимо отметить отличающую че¬ловека неравномерность психического развития, которая заключа¬ется в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка, школьника различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне раз¬вития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами (т. е. особенно чувствительными к соот¬ветствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию). Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков — млад¬ший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.
Сензитивность зависит и от закономерностей органического созревания мозга, и от того, что некоторые психические процес¬сы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформи¬ровавшихся других психических процессов и свойств (так, мате¬матическое мышление может развиваться лишь на основе достаточно сформировавшейся способности к абстрактному мыш¬лению).
Акселерация физического и психического развития. В послед¬ние десятилетия повсеместно на нашей планете наблюдается пиление прогрессирующего ускорения физического и психическо¬го развития детей и подростков. Это явление названо акселера¬цией (от латинского слова «ускорение»). Дети и подростки в последнее время растут и развиваются в физическом и психи¬ческом отношении быстрее и достигают более высокого уровня развития, чем несколько десятилетий назад. Все показатели фи¬зического развития (рост, вес, объем грудной клетки, начало полового созревания, степень окостенения скелета) сдвигаются в более ранний возраст. Например, если взять мальчиков 15 лет, жителей средней полосы нашей страны, то с начала XX в. сред¬ний рост их увеличился на 20—22 см, вес — на 15—16 кг, а половое созревание начинается на 2,5 года ранее. И в интел¬лектуальном отношении дети стали значительно более развитыми, больше знают и понимают.
Ученые считают, что акселерация зависит от целого комплек¬са причин, как биологических (влияние радиоволн, слабых доз ионизирующих излучений, резкое увеличение применения в сель¬ском хозяйстве и медицине биологически активных веществ — стимуляторов роста и развития, повышение в рационе человека удельного веса животно-белковой пищи и т. д.), так и социальных (убыстрение темпа жизни, что повышает жизненный тонус, влия¬ние огромного потока информации, который через телевидение, радио, кино с раннего возраста обрушивается на ребенка и под¬ростка и т. д.). Акселерация существенным образом изменяет наши представления о возрастных особенностях детей и требует соответствующей перестройки всей учебно-воспитательной ра¬боты.
Учителю, воспитателю совершенно необходимо хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно открывает возможность применения такого рода педагогических форм, мето¬дов и средств, которые соответствовали бы особенностям, инте-ресам, запросам и возможностям данного возраста и данной индивидуальности.

Вопроси для повторения

1. В чем заключается ошибочность буржуазных концепций психического развития?
2. Каковы движущие силы развития детей?
3. В чем сущность психологического понятия возраста и возрастных осо¬бенностей?
4. Что такое сензитивные периоды?
5. Что такое акселерация?

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление