Главная страница =>библиотека=>оглавление

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ § 1. Понятие о способностях и их природе



В Конституции СССР в статье 14 говорится о том, что в на¬шей стране, осуществлен принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому — по труду», а в статье 20 провозгла¬шается цель социалистического государства: «расширение реаль¬ных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований». «Коммунизм — это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и талан¬ты...»,—говорится в Программе Коммунистической партии Со¬ветского Союза, доставившей задачу всестороннего и гармони¬ческого развития личности советского человека, для которого труд по способностям станет жизненной потребностью 1.
Поэтому всестороннее развитие способностей детей — одна из важных целей обучения и воспитания в советской школе.
Понятие о способностях. Что дает основание говорить о нали¬чии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятель¬ностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соот¬ветствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается дости¬жений, значительно превосходящих средний уровень.
От чего это зависит? Почему при всех прочих равных усло¬виях одни люди быстрее и легче овладевают какой-нибудь деятель¬ностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т. д.) предъяв¬ляет человеку определенные требования к его психическим про¬цессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качест¬вами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обла¬дают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответст¬вующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.
Способности — это индивидуально-психологические особен¬ности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности—это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельно¬сти. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея¬тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Наряду с индивидуальными особенностями психических про¬цессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображе¬ния) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педаго¬гический такт, математическая направленность ума или эстети¬ческая позиция в области литературного творчества).
Любая деятельность требует от человека не одной способ¬ности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литера¬турные способности включают в себя, помимо уже упомянутой эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.
Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной спо¬собности могут быть компенсированы (возмещены) за счет уси¬ленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным тру¬дом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности и деятельность. Способности формируются, а сле¬довательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя су¬дить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя го¬ворить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обуче¬ния (причем правильного обучения) выяснится, каковы его спо¬собности, быстро и легко или медленно и с трудом будут форми¬роваться у него чувство ритма, музыкальная память.
Человек не рождается способным к той или иной деятельно¬сти, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образо¬вание.
В деятельности, направленной на удовлетворение потребнос¬тей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возника¬ли новые потребности, люди создавали новые области деятель¬ности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. Например, в наше время возникла потребность в освоении косми¬ческого пространства, возник совершенно новый вид деятельности человека — деятельность космонавта. Создалась потребность в формировании специальных способностей к космическим полетам, и такие способности развиваются у кандидатов в космонавты.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способнос¬тей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способ¬ности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С дру¬гой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями (например, качество обучения) и от индиви¬дуальных психологических особенностей учащегося. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответст¬вующими знаниями, умениями и навыками. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков раз¬виваются такие способности, как математическая память, способ¬ность к геометрическим пространственным представлениям, спо¬собность к логическому мышлению и т. д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навы¬ками в области математики происходит легче, быстрее и успеш¬нее.
Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.
Подобную ошибку совершили преподаватели Академии худо¬жеств, оценив работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» А ведь В. И. Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области ри¬сования у него еще не вполне сложились. Суриков в течение трех месяцев овладел техникой рисования и все-таки поступил в Академию. И это не единичный случай в истории науки и искусства. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка. Неспособным считался в школе великий ученый-физик И. Ньютон, причем как раз к физике и математике.
Принимать во внимание способности ученика, его возмож¬ности при оценке знаний, умений и навыков вполне допустимо. Одинаковые результаты учебной деятельности могут вызвать неудовлетворение опытного учителя в одном случае («Ты зани¬маешься недостаточно, от тебя можно ожидать большего») и похвалу в другом случае («Результаты твои значительно лучше, чем раньше. Известных достижений ты уже добился»).
Природные предпосылки развития способностей. Играют ли какую-нибудь роль в развитии способностей природные, врож¬денные факторы?
Большинство буржуазных ученых стоят на позиции призна¬ния врожденного, наследственного происхождения способностей человека. Они считают, что и вид способностей, и их уровень предопределены от рождения, что способности заранее запрограм¬мированы в генах, что это своеобразный дар природы.
Подлинно научная психология категорически отвергает эту неправильную точку зрения. Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способ¬ности. Но означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способ¬ностей? Нет, не значит. Психологи-материалисты признают известную роль природных, биологических факторов как природ¬ных предпосылок развития способностей. Такие природные пред¬посылки развития способностей называют задатками.
Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обу¬словливают природные индивидуальные различия между людьми.
Задатки влияют на процесс формирования и развития спо¬собностей. При всех прочих равных условиях наличие благопри¬ятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благо¬приятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвы¬чайно высокие уровни достижений, например лингвистический талант датского ученого XIX в. Раска, который, как сообщалось в печати, говорил на 230 языках! То же самое можно сказать и о математическом таланте молодого Э. Галуа, который в 19 лет сделал поистине гениальные математические открытия.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зри¬тельного и слухового анализаторов. В качестве задатков высту¬пают также типологические свойства нервной системы, от кото¬рых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свой¬ства (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей коры (зрительной, слуховой, двигательной и т. д.). В этом случае типологические свойства являются парциальными («парциаль¬ный» в переводе с латинского означает «частичный», «отдельный»), так как характеризуют работу лишь отдельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зритель¬ного или слухового анализатора, с быстротой и точностью дви-жений.
В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с отно¬сительным преобладанием первой сигнальной системы; мысли¬тельный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сиг¬нальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.
Следует помнить, что задатки не заключают в себе способнос¬тей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одна из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возмож¬ностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый чело¬век с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успе¬хов.
Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные спо¬собности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и спо¬собность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способ¬ность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта; на основе мысли¬тельного типа — способности и математика, и лингвиста, и фи¬лософа.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкаль¬ные пьесы в 3—4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств. А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, И. А. Некрасов — с 9 лет. Наша печать сообщала о необычном концерте, который состоялся в Ереване в 1978 г, и был целиком посвящен творчеству 12-летнего композитора Арменуи Карапетян, которая свою первую фортепьянную пьесу сочинила в 5 лет. В 1975 г. сообщалось о пяти¬летнем музыканте Алеше Панове, который с удивительным мастерством исполняет на память произведения Бетховена, Мо¬царта, Чайковского. Научился играть он раньше, чем научился ходить. В 1969 г. безвременно скончалась 17-летняя Надя Руше¬на, которую специалисты считали и считают гением в изобра¬зительном искусстве. Ее талант начал проявляться с 8 лет, и за короткую жизнь она создала около 10 000 совершенно оригинальных рисунков.
Однако следует предупредить, что отсутствие ранних дости¬жений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н. Н. Лу¬зин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков, проявили себя в относительно позднем возрасте.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление