Главная страница =>библиотека=>оглавление
Знание темперамента, отражающего особенности прирожден¬ной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учеб¬ной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, т. е. при нали¬чии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобра¬зие этим чертам. И. Я. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нерв¬ной системы, но и теми влияниями, которые испытывает чело¬век во время своего индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения.
В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхо¬лический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как про¬цесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говори¬лось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятель¬ности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темпера¬мент имеет и положительные, и отрицательные стороны. Напри¬мер, там, где нужна большая выносливость, большая работо¬способность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувстви¬тельность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип.
Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности при¬менительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темпе¬рамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятель¬ность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.
Сказанное имеет прямое отношение и к самому учителю, к управлению им собственным темпераментом. Учителем может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолеть отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, резкость, раздра¬жительность. Представитель меланхолического тина должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребо¬вательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешитель-ность.
Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?
У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, системати¬чески воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отноше¬ниях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хоро¬шего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На хо¬лерика лучше действует подчеркнутый спокойный, тихий голос. Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич¬ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.
Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей¬ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте¬пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра¬шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадри¬вание.
У детей меланхолического темперамента необходимо разви¬вать общительность, через общественную деятельность посте¬пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо¬те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.
Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к но¬вой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.
Вот, например, первоклассник Алеша Д. с первых дней за¬нятий в школе обращал на себя внимание ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он громко плакал: «Мне себя и маму жалко». Несколько раз пытался бе¬жать из школы и в последующие дни с трудом привыкал к новой обстановке, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не разговаривал. Мальчик с большим трудом выдерживал учебную работу в течение урока, быстро утомлялся. Учительница настойчиво развивала у Алеши активность, постепенно приучала его преодолевать трудности, внушала веру в свои силы. Вскоре мальчик научился выполнять учебную работу совершенно само¬стоятельно. Постепенно у него появились и друзья в классе. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегмати¬ческого темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделя¬ется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объек¬том специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усид¬чивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника па искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы чело¬века.
2. Объясните, что такое темперамент.
3. Охарактеризуйте типы темперамента учащихся.
4. Как учитывать темпераменты учащихся в учебно-воспитательной работе?
Практическое задание
Понаблюдайте за 2—3 школьниками или дошкольниками (в датском саду) и опишите проявления их темперамента на уроках и в перерывах между занятиями, в игре и общении друг с другом.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.