Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей



Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движе¬ниями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, ког¬да ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодоле¬вать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда при¬ходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дис¬циплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъ¬являющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учеб¬ная деятельность, во-первых, требует от школьника умения уп¬равлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной теле¬передачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в вос¬питании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспи¬танию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспиты¬вается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стрем¬ление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, уме¬ния преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответ¬ственности, долга — важное условие воспитания воли.
Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми во¬левого усилия. Только тот может проявить сильную волю в "большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполне¬ния повседневных обязанностей. Например, учительница II клас¬са обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В те¬чение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также органи¬зует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои по¬рывы, контролировать друг друга.
Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младше¬го школьника воспитывается и через подражание делам и поступ¬кам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспита¬нии воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положи¬тельно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школь¬ников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иног¬да школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодо¬ления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдер¬жка, выносливость, настойчивость более присущи физически здо¬ровым, с крепкими нервами людям.
Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепен¬ность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать при¬вычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).

Вопросы для повторения

1. Что такое воля?
2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.
3. Охарактеризуйте основные волевые качества.
4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?
5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.
6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

Практические задания

1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из уче¬ников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.
2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление