Главная страница =>библиотека=>оглавление
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.
Целеустремленность — это подчинение человеком своего по¬ведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой перспективной цели исхо¬дят частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается.
Советские люди подчиняют свою деятельность задаче построе¬ния коммунистического общества. Эта основная задача рождает большое количество подчиненных ей более частных задач, опре¬деляющих конкретную деятельность каждого советского человека.
Разумеется, у школьников целеустремленность не всегда нап¬равлена на цели высокой общественной значимости. Целеустрем¬ленным можно назвать поэтому такого школьника, у которого есть устойчивая цель, имеющая определенную общественную цен¬ность (или по крайней мере не противоречащая общественным интересам), и который планомерно и систематически действует в направлении этой цели. Например, ученик целеустремленно движется к своей цели — стать мастером спорта по фигурному катанию на коньках.
Самостоятельность — подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмот¬реть чуткие советы и указания, оценить их и, если они разум¬ны, принять их. В тех же случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли — негати¬визм (от латинского слова «него» — отрицаю). Негативист не обладает самостоятельностью воли. Стремясь во что бы то ни стало действовать наперекор чужим советам, отклоняя всякие, в том числе и разумные, указания со стороны, он зачастую поступает даже вопреки собственным взглядам и убеждениям.
Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качест¬во воли — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности, принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. И внушае¬мость, и негативизм — выражения слабоволия, так как в обоих случаях человек не может подчинить свои действия доводам ра¬зума, в обоих случаях действует, слепо принимая или так же слепо отвергая чужие влияния.
Решительность — это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без липших задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с не¬которым риском.
Своевременно принять решение — значит принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Ре¬шительный человек не торопится с принятием решения, если обстоятельства позволяют ему не спешить. Это дает ему воз¬можность лучше разобраться в ситуации, правильнее оценить ее, собрать дополнительные данные и принять обоснованное реше¬ние. Но в необходимых случаях он умеет быстро ориентироваться в обстановке и немедленно принимать наиболее разумное решение. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение.
Следствием обоснованности решений является их устойчи¬вость. Нерешительный же человек „де уверен в правильности своего решения. Он постоянно пересматривает, откладывает, отме¬няет принятое решение. Необходимый признак решительности — энергичный переход к выполнению решения. Нерешительный же человек, даже приняв решение, не может заставить себя при¬ступить к его осуществлению, цепляясь иногда за каждую воз¬можность отложить свои действия, убеждая себя в том, что с исполнением решения можно повременить.
Решительность, наконец, предполагает способность быстро задержать или вообще прекратить выполнение принятого решения, если этого требуют новые обстоятельства.
Источники различных видов нерешительности у учащихся разнообразны. Ими может быть боязнь ответственности, непред¬виденных последствий, потеря веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач и т. д. Иногда подобная не¬решительность бывает следствием недостаточной опытности.
Настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настой¬чивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявля¬ется при трудной, скучной, тяжелой работе.
Настойчивость — одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости — одна из важнейших обязанностей учителя. Учащиеся, у которых отсутствует это качество, которые опускают руки при малейшей неудаче, стараются избегать трудностей, не прилагая сколько-нибудь серьезных усилий, чтобы преодолеть их, должны быть предметом особенного внимания со стороны учителя.
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец часто сознает, что он не прав, пони¬мает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаи¬вать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от дей¬ствий, ошибочность которых часто понимает сам.
Упрямство нередко встречается у школьников. Причины его различны. Иногда оно является своеобразной формой реакции обиженного ребенка на нечуткое, несправедливое отношение к нему. Чаще это проявление каприза избалованного ребенка, вы¬росшего в атмосфере захваливания, обожания, отсутствия тре¬бовательности. Нередко упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания ими этого качества, резуль¬тат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклон¬ности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть след¬ствием переутомления.
Выдержка (самообладание) есть способность постоянно конт¬ролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вы¬нослив и терпелив. Он способен в случае нужды стойко пере¬носить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать, когда это надо, удовлетворение своих потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).
Противоположное отрицательное качество — импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) — склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. Указанное качество нередко прояв¬ляется в поведении младших школьников. Вот, например, Слава. Он очень импульсивен. Даже подсказывает на уроках неожидан¬но для самого себя. Под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок. Очень подвижен, руки не находят покоя. Говорит торопливо, глотая окончания слов. Боли не выносит: единственный в классе побледнел и заплакал, когда пришлось перенести небольшую боль от медицинского укола. На таких детей учитель должен обращать особое внимание, систематиче¬ская работа по воспитанию у них выдержки должна быть спе¬циальной целью педагога.
Выдержка необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как пра¬вило, пользуется большим авторитетом среди учащихся.
Мужество и смелость — это готовность человека идти к дос¬тижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к выполнению опасных действии. Мужество — более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверен¬ности в себе, в правоте своего дела. Именно таким было му¬жество героев-воинов, отдавших жизнь для блага нашей Роди¬ны. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе.
Противоположное отрицательное качество — трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого челове¬ка, который вследствие этого легко может изменить своему долгу.
Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического обще-жития и не только выполняет правила и распоряжения, соблю¬дает порядок, но и борется за выполнение их другими.
Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, при¬учают его преодолевать внешние и внутренние препятствия па пути к цели, преодолевать свое «не хочется» ради «нужно». Конечно, речь идет не о дисциплине, основанной па страхе, не о слепом послушании, а о сознательной дисциплине, когда чело¬век, подчиняясь ей, понимает необходимость такого подчинения.
Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдаются у школьников, особенно у мальчиков-подростков. Иногда это следствие невоспитанности. Однако в ряде случаев недисципли¬нированность объясняется тем, что подростки отличаются общим подъемом жизнедеятельности, высокой степенью энергия в актив¬ности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. Если актив¬ность, энергия не находят разумного выхода, это часто ведет к шалостям, озорству, непослушанию. Недисциплинированность самых младших школьников можно объяснить отсутствием у них привычки подчинять свое поведение школьным правилам.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.