Главная страница =>библиотека=>оглавление
Понятие о воле. Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру¬жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель — прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.
Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни¬га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре¬тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче¬ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили — стояли перед окном, показы¬вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче¬ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.
Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объек¬тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави¬сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло¬хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув¬ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель¬ность определенным задачам. Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ¬ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называ¬емого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, — писал А. С. Макаренко,— это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».
Объективный показатель воли человека — величина препят¬ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.
Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле — хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас¬сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле¬визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро¬ки, упражняет тем самым свою волю.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по-стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при¬ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре¬следования цели, умения сдерживать себя.
От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний — беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.
Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове¬ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи-мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.
Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове¬ческих поступков от внешних воздействий.
Физиологические основы волевых действий. Волевое дейст¬вие — это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука¬зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль¬ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом¬нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель¬ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо¬ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа¬ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).
Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд¬ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга¬нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле¬довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.
Решающую роль в организации волевых действий играет вто¬рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру¬гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен¬ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре¬гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов — все происходит в речевой форме.
Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка¬зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер¬живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог-ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.
Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля — это специфически человеческая сторона психи¬ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд — сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.
Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, Б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред¬ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле¬но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей — на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде¬ниям.
Конечно, и среди представителей капиталистического обще¬ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про¬являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.
В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо¬вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди¬видуальное общественному, коллективному, свои личные инте¬ресы — интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя¬щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.
Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи¬вость расхитителя общественной собственности или решитель¬ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо¬рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти¬ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, — это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле¬ния с устремлениями народа.
В нашей стране идет огромная работа по строительству ком¬мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.