Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 3. Виды чувств



Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
Моральные чувства — это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т. п.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.
Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку — при отсутствии деятельности.
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся — очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.
Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали — мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление