Главная страница =>библиотека=>оглавление
Положительные и отрицательные эмо¬ции. Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отноше¬ния человека к предметам и явлениям дей-ствительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равно¬душное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положи¬тельное отношение, положительные эмо¬ции. Если нет, они вызывают отрица¬тельное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют положительный или от¬рицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выра¬жается в таких эмоциях, как удовольст¬вие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выра¬жается в эмоциях неудовольствия, стра¬дания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.
Надо отметить, что личная и общест¬венная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда совпадают. Например, такие эмо¬ции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как не¬приятные, иногда даже мучительные со¬стояния, но с общественной точки зре¬ния они полезны, необходимы и следо-вательно, положительны, так как содей¬ствуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобществен¬ные явления, па врагов нашего парода и государства, на расистов и неофашистов.
Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В не¬которых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. «Мне грустно и легко, печаль моя светла», — писал Л. С. Пушкин. Трудно сказать, «светлая пе¬чаль» — больше положительное, приятное или отрицательное, угнетающее переживание. Кончая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяже¬лыми и неприятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за бла-городные и общественно ценные цели.
Стенические и астенические эмоции. Эмоции можно рассмат¬ривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астени¬ческие («астенос»— слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличи¬вается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбужде¬ние, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. По¬этому имеют определенный смысл подобные высказывания врачей: «Веселые люди чаще выздоравливают, чем печальные», «Раны у победителей заживают быстрее и лучше, чем у побежденных». Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Напри¬мер, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угне¬тенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мо¬билизует физические и умственные силы, делает его находчи¬вым и сообразительным, действия — быстрыми и точными. Да и радость бывает разной. Бурная радость — эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслаб¬ляет.
Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.
Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от си¬лы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.
Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ¬ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело¬века. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим — радостным и пе-чальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродуш¬ным.
Соответствующее настроение вызывается различными собы¬тиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны.
Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, поло¬жительно влияет на окружающих. Бодрое, жизнерадостное наст¬роение учителя всегда передается учащимся, а хорошее настрое¬ние учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает вос¬приимчивость, запоминание материала. Успех в учения, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа создают у школь¬ников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. Вот почему в борьбе с неуспеваемостью бывает очень важно создать для отстающего учащегося такие условия, чтобы он мог получить подряд несколько положитель-ных отметок. Вызванное этим состояние радостной уверенности в себе способствует дальнейшим успехам школьника.
Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), чело¬век смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.
В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, ма¬териал усваивается тяжело, быстро забывается, ученик легко отвлекается от дела, все валится у него из рук, возникает пред-ставление о собственной неполноценности и неспособности.
Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует пере¬ключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, короче — заняться любимым делом. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате его у человека обычно создается бодрое жизнерадостное настроение.
Особенно важно уметь преодолевать у себя плохое настроение учителю — сама профессия требует умения хорошо управлять своими психическими состояниями и не поддаваться им.
Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз¬буждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоцио¬нальная, реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Та¬ковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреб-лении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг; страх-ужас; горе — отчаяние; гнев — ярость). Аффекты обычно сопро¬вождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражи¬телями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоя¬тельствами). Более склонны к аффектам представители неурав¬новешенного типа нервной системы с преобладанием возбуж¬дения.
Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как- результат упорного труда, которыми че¬ловек имеет все основания гордиться. Известно, например, что, закончив трагедию «Борис Годунов», А. С. Пушкин так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!..» Великий русский ученый К. А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пошел плясать среди приборов и препаратов в своей лаборатории.
Чаще же всего аффективные реакции есть следствие недоста¬точной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Нередко такого рода реак¬ции наблюдаются у детей и подростков, так как процессы тор¬можения у них еще недостаточно выражены. Порой приходится наблюдать аффекты гнева у школьников. Вот дежурный учитель ведет подростка. Его кто-то глубоко обидел, началась драка. В состоянии аффекта он укусил обидчику руку. Лицо его красно, он взъерошен, всхлипывает, дрожит, у него конвуль¬сивно подергивается лицо, дергаются руки и ноги, сказать он ничего не в состоянии. А вот девочка, ученица III класса. Она в отчаянии, горько плачет,, захлебывается, слезы у нее текут ручьем, на слова не реагирует. В чем причина? Оказыва¬ется, у нее чрезмерно строгие родители, которые требуют от дочери только отличных отметок и наказывают даже за тройки. Девочка получила по математике двойку, стала волноваться, представила себе строгие лица родителей, и отчаяние овладе¬ло ею.
Как мы видим, в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведе¬нием, он может совершать необдуманные поступки. Однако надо владеть собой в любых обстоятельствах, даже когда это делать трудно. Трудно — не значит невозможно. Самое главное — не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься на какое-либо постороннее действие. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффек¬та, медленно, про себя сосчитай до двадцати. Что касается линии поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбуж¬ден ученик, тем, более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасит возбуждение ребенка.
Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой лич¬ности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направ¬ленности. Положительная страсть — это страсть к театру, музыке, спорту. Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к науке. Жизнь великого ученого М. В. Ломоносова — пример такого безграничного, страстного стремления к познанию окружающего мира. Страсть положительной направленности, например, к учению, искусству, науке способствует росту лич¬ности, развитию ее таланта, большим достижениям в жизни.
Есть страсти отрицательные, направленные на мелкие или вообще недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и по¬давляют психику человека. К таким страстям относится, напри¬мер, страсть к обогащению, к азартным играм на деньги, к упо¬треблению алкогольных напитков. Отрицательные страсти всегда носят общественно вредный характер, и с ними необходимо бо¬роться как с социальным злом.
Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях. Страсть к чтению, футболу или хоккею, шахматам, филателии, к матема¬тике, биологии — положительное явление, если только это не вносит беспорядка в режим жизни школьника и не мешает его основной деятельности — учению. Наблюдаются и нездоровые увлечения. Азартные игры (например, в карты на деньги) иногда увлекают не только взрослых, но и подростков. В этом отноше¬нии учитель всегда должен быть бдительным и вовремя прини¬мать меры к перестройке интересов и увлечений школьника.
Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от англий¬ского слова «стресс»—напряжение) состояния возникают в не¬обычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необхо¬димости принять быстрые и ответственные решения и т. д. Такие ситуации могут встречаться в самых различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортив¬ной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевоз¬можных моральных конфликтных ситуациях. Стрессовое состоя¬ние может, например, возникнуть у ученика при выполнении ответственной контрольной работы, к которой он слабо подготов¬лен, или у учителя при необходимости принять ответственное решение в конфликтной ситуации.
Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. К физиологическим изменениям при стрессе относятся учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления. При сильном стрессе наряду с этим изме¬няется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбив-чивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки воспри¬ятия, памяти, мышления. Однако при слабом стрессе указанных нарушений не только не наблюдается, но и возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятель¬ности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
К повторяющимся стрессам человек постепенно привыкает, приспосабливается (адаптируется). Адаптация быстрее происхо¬дит у людей с сильным типом нервной системы. Большую роль в адаптировании к стрессу играют психические особенности лич¬ности: сильный и цельный характер, волевые качества человека, прошлый опыт, знания, общая физическая и умственная трениро¬ванность. Важнейшие условия адаптирования — моральные каче¬ства человека: высокая идейность, чувство долга и ответствен¬ности перед коллективом, которые помогают предотвратить дез¬организацию поведения при стрессах.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.