Главная страница =>библиотека=>оглавление
Понятие об эмоциях и чувствах. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то отно¬сится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него ра¬дость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к раз¬личным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком сво¬его отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
В обыденной речи часто слово «чувства» употребляют в смыс¬ле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю ра¬дость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.
Рассмотрим тот же самый пример. Человек радуется аромату цветка. Цветок со всеми его свойствами существует вне челове¬ка, независимо от него, и, если бы человек не видел цветка, тот все равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.
Выше мы, как и большинство психологов, употребили слова «чувства» и «эмоции» в качестве синонимов. Но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга. Сравните, например, чувство советского патриотизма или чувство долга с такими чув¬ствами, как радость, гнев и т. д., и вы сразу уловите разницу. Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности, чувство советского патриотизма, чувство коллективизма и т. д.) — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях (на-пример, чувство советского патриотизма может выражаться в эмоции радости в связи с успехами советских космонавтов, эмоции гнева в связи с клеветой кучки недоброжелателей в адрес нашего общественного строя), но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном пережива¬нии. Например, у Саши сильное и глубокое чувство дружбы по отношению к товарищу Коле, но в данный момент Саша, увлек¬шись каким-либо делом, может даже и не думать о Коле. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как при¬митивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные.
В дальнейшем изложении мы будем различать понятия эмоции и чувства.
Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ¬ник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен¬ным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его обществен¬ным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удоволь¬ствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудоволь¬ствие, горе, печаль, ненависть).
Возникновение чувств обусловлено общественным бытием че¬ловека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в про¬цессе общественного развития человека и связанные с отношени¬ями между людьми: потребность во взаимном общении, потреб¬ность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответ¬ствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т. д.
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, поста¬новку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безраз¬личный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добываться настоящих успехов и достижений. В. И. Ленин указывал, что «без «человеческих эмо¬ций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скуч-ный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уро¬ках плохо воспринимают материал.
Физиологические механизмы эмоций и чувств. Каждый чело¬век по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятель¬ность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изме-нения в организме.
Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональ¬ный процесс может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспо¬собность, снижает утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных положительных эмоциональных пережи¬ваний приобретает способность достаточно энергично и продуктив¬но действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные пере-живания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значитель¬ному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Вот почему все, что усваивают школьники на уроке в состоянии воодушевления подъема, при наличии положительных чувств, понимается лучше, запоминается прочнее и надолго, т. е. учебная деятельность проходит с наибольшей продуктивностью.
И. П. Павлов связывал появление тех или иных эмоций у человека с подкреплением или нарушением динамических стере¬отипов. Смена, ломка динамических стереотипов создает труд-ности для нервной системы и вызывает отрицательные эмоции. Всем известны факты неприятных переживаний, когда наруша¬ется привычный распорядок нашей жизни. Поддержание, со¬хранение динамического стереотипа вызывает состояние удовлет¬ворения, удовольствия.
В последние годы ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центра¬ми наслаждения». Животным (крысам, а потом и обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные выучивались нажимать на педаль и таким образом включать ток, идущий к ним в мозг. От раздражения «центров страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали, причем все их реакции свидетельствовали о том, что они испытывают страдание. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров подкорки вызывало приступы безудержного гнева и ярости у животных, которые моментально успокаивались,- как только прекращалось это раздражение.
Как уже говорилось в главе II, в целях лечения практику¬ется введение тончайших электродов в отдельные участки и че¬ловеческого мозга. При раздражении одних зон люди сообщают о возникновении у них приятных ощущений общего удовлетворе¬ния, а также подъема, бодрости, немотивированной радости. При раздражении других зон больные говорят о чувствах трево¬ги, беспокойства, угнетения, иногда беспредметного страха. Пока еще роль указанных центров в общей эмоциональной жизни человека не вполне ясна.
Что касается физиологических механизмов чувств, то в осно¬ве их лежат стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет и на проте¬кание эмоций, она может сдерживать их проявление, что откры¬вает возможность человеку управлять своими эмоциями и чув¬ствами.
Внешнее выражение эмоций. Изменяя жизнедеятельность чело¬века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе¬ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Раз¬личная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях (рис. 25).
Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угро¬жающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.
Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные пережива¬ния не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех слу¬чаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.
Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая боль¬шие чувства художников, писателей, ком¬позиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.