Главная страница =>педагогика=>оглавление
В мировом сообществе получили распространение идеи коренного изменения принципов воспитания и обучения на основе концепции пожизненного (постоянного) воспитания. Кон-цепция трактуется как разнообразный спектр формирования и развития личности в течение всей жизни и рассматривается как взаимосвязанный процесс школьного и внешкольного (институционного и неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества.
Пожизненное воспитание предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам.
Пожизненное воспитание явилось ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается пот-ребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений.
Пожизненное воспитание должно содействовать свободному выбору новых возможностей образования. В этой связи перед общеобразовательной школой поставлена стратегическая цель — формировать способности и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как фундамент и стартовая площадка пожизненного воспитания. В этой связи нелепо выглядят попытки энциклопедического школьного образования. В современных условиях важно давать не только базовое образование, но такую подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно.
Школьное образование перестало быть самодостаточным -Вне школы должны действовать иные институты и структуры, которые бы сотрудничали со школьными учреждениями, обеспечили пожизненное воспитание личности.
Традиционно важную роль среди неформальных каналов школьного воспитания и образования занимают организации
учащихся.
За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Как правило, они автономны, будучи независимы от школьных властей. Возраст членов объединений — от 6 до 25 лет. В последние годы усилились стремления к контактам детских и юношеских организаций на национальном и международном уровнях. Примером таких контактов является международная организация «Дети-миротворцы»-
Наиболее массовыми и влиятельными в детском и юношеском движении являются организации скаутов. На протяжении 60—80-х годов их численность в мире выросла более чем вдвое — с 8 до 21 млн. Наряду со светскими есть и такие организации скаутов, которые действуют под патронажем различных церквей.
Ориентирами педагогической программы скаутов являются
задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для жизни во имя общего блага. Скаутское движение стремится
стать вне всяких партийных амбиций.
Скаутское движение накопило большой опыт эффективного воспитания. Немало сделано для того, чтобы воспитать поколение честных, смелых, ловких, сметливых людей. В Законах и Клятве скаутов записаны обязательства уважать близких и друзей, охранять природу, помогать слабым, больным и старым.
В период летних каникул скауты проводят сборы (джамбо-
ри) в спортивно-оздоровительных лагерях. К сбору готовятся загодя. Подготовка начинается осенью, когда формируются, например, как во Франции, группы (экипажи) числом не более десяти подростков. Экипаж выбирает себе имя, девиз, задание. На сбор группа прибывает уже сплоченной, дружной, где все готовы помогать друг другу. Устроители джамбори не забывают о нравственном воспитании. На сборах проводятся доверительные беседы на морально-этические темы. Большая часть времени, впрочем, посвящена активному досугу, физическим упражнениям и спорту (гребля, парусный спорт.
рыбалка, игры, походы, кроссы и пр. ).
Значительная часть политических лидеров зарубежья прошла школу скаутов. Среди них, например, почти все после-
военные президенты США, до 80 % американских конгрессменов, около 90% парламентариев Франции.
В России движение внешкольных детских организаций переживает острый кризис. В 1991 году, после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, ко-торый постепенно заполняется за счет появления и развития новых внешкольных ассоциаций и движений. Масштабы деятельности таких организаций сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 году действовали организации скаутов, пионеров и юногвардейцев, в которых насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов.
Препятствием для эффективного формирования личности школьника являются недостаточные взаимосвязи между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. В разных странах пытаются решать эту проблему. В частности, в США политика «общинного воспитания» предусматривает два важных подхода. Во-первых, школа выступает поставщиком педагогических услуг (увеличивает время пребывания детей в учебном заведении после занятий, предлагает педагогические консультации и пр. ). Во-вторых, школа становится координирующим центром усилий общественных и государственных учреждений округи по воспитанию школьника, что позволяет создавать некую местную «педагогическую экологическую среду». По инициативе учебного заведе-ния могут быть организованы, например, кампании по экономии воды, предотвращению пожаров, благотворительные акции и пр.
Программа «Америка 2000» предусматривает активизацию усилий по внешкольному воспитанию. Создаются и совершенствуются центры детского творчества, «академии юнио-ров», летние детские лагеря и т. д. К внешкольному воспитанию и образованию подключаются местные библиотеки, музеи. Университеты предлагают подросткам разнообразные образовательные программы. Активно действует ассоциация «Добровольцы в помощь школе», которая насчитывает более 1 млн человек. Члены ассоциации работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и пр.
В Западной Европе к удачным попыткам гармонизировать школьное и внешкольное воспитание и образование можно отнести деятельность школьных кооперативов. Особый размах она приобрела во Франции, где участниками школьных кооперативов является пятая часть учащихся общеобразовательной школы. Это движение во Франции имеет региональные и
центральные органы управления; ежегодно созывается национальный конгресс школьных кооперативов.
В школьные кооперативы объединяются ученики класса или школы вместе с преподавателями. Кооперативы создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, выставок, праздники, состязания, ведут природоохранительное просвещение. Они собирают и зарабатывают средства на нужды учебных заведений, занимаясь огородничеством, кролиководством, сбором лекарственных трав и пр. В уставах школьных кооперативов записано, что их деятельность осуществляется прежде всего в игровых формах.
Кооперативы используются для большей мотивации учебно-воспитательного процесса. Администрация школ, например, вправе в конце года настоять на исключении из школьного кооператива учеников с низкой успеваемостью и плохим поведением.
Кооперативы оказались хорошей школой общественного воспитания. Они действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой демократических выборов, регулярно принимают участие в различных дискуссиях. Можно согласиться с суждением французского педагога Ж. Прево, что участники школьных кооперативов получают наглядные и прочные представления о демократических процедурах в обществе и государстве.
Интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования в Западной Европе реализуется в деятельности культурно-просветительных центров — «воспитательных городов». В Декларации Европейской ассоциации «воспитательных городов» (Болонья, 1990) говорится о необходимости посредством таких центров сглаживать неравенство при получении образования, осуществлять неформальное обучение, формировать гражданственность и нравственные качества, организовывать педагогическое образование родителей, оказывать культурно-образовательную помощь иммигрантам, реализовывать профессиональную ориентацию.
За рубежом существуют различные варианты культурно-воспитательных центров. Так, во Франции эти учреждения именуются «интегрированными культурными центрами», »со-циопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомп-лекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения.
Например, школа им. А. Франк в г. Ш ало н-на-Соне предоставила свои помещения для разнообразной внеучебной деятельности (клубы, кружки, яхт-клуб и т. д. ). Здесь был создан «Дом детства» под управлением педагогов, муниципалитета и родителей. Бюджет «Дома детства« складывался из взносов властей и родителей. С детьми занимались не только по будням, но и во время выходных и каникул.
Аналогичные учреждения получили распространение в странах Северной Европы. Например, в Швеции для школьников организуют «Дома свободного времени». Они рас-считаны на небольшое число детей — 20—30 человек. Приходя сюда после школьных занятий, ребята отдыхают, читают, осваивают спортивные снаряды. После обеда у них есть возможность отдохнуть на лоне природы, выполняя при этом определенное учебное задание (например, по сбору гербария). Обитатели «Дома свободного времени» выпускают собст-венную газету, которую распространяют сами. Ближе к вечеру они производят уборку, читают вместе понравившуюся книгу.
Курс на интеграцию школьного и внешкольного образования и воспитания в рамках концепции пожизненного воспитания взят в Японии. С 1978 года в расходной части бюд-жета вместо статьи «школа» введена статья «школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного воспитания и об-разования (библиотеки, музеи, культурно-просветительские центры, спортивные сооружения и пр. ).
Японская школа является центром жизни учащихся в будни, выходные и каникулы. Здесь школьники играют, занимаются спортом, проводят фестивали и праздники.
Помимо школьных учреждений для учащихся создана разветвленная сеть неформального образования: 17 тыс. общественных культурных центров, 2 тыс. публичных библотск, 799 музеев, 435 домов молодежи, 34 тыс. спортивных клубов и т. д. (данные на 1990 г. ). В каждом жилом квартале есть отдельные помещения, где организуется дополнительная ра-бота с учащимися — хоровые занятия, игра на музыкальных инструментах, бальные танцы, ведение домашнего хозяйства и т. д. Муниципалитеты создают детские культурно-просве-тительные центры. В 1978 году насчитывалось около 700 таких центров, 1990 году — около 1200. Центры учреждаются прежде всего в крупных городах. Их посещают младшие школьники, которые проводят здесь все дни, кроме выходных, — с утра до вечера. Детей обучают по общеобразовательной программе, организуют их досуг и отдых.
При организации пожизненного воспитания учитывается демографическая перспектива. Поскольку население Японии неуклонно стареет, учеников приучают к внешкольному самообразованию, чтобы помочь сохранять вкус к жизни в самом преклонном возрасте.
В России существует давняя традиция внешкольного образования и воспитания. В 90-х годах действовала сеть внешкольных образовательных учреждений, ведущее место среди которых занимали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образованию. Так, была пере-смотрена концепция школы как центра воспитательной работы по месту жительства, координатора усилий семьи и общественности- На первый взгляд, перспективная концепция не прижилась. Учителя, погруженные в учебную рутину, не в состоянии брать на себя всю тяжесть внешкольной работы. У школ не оказалось финансовых, организационных рычагов, чтобы сделаться центрами внешкольного воспитания и обучения.
Ввиду этого был сделан вывод о целесообразности межведомственных воспитательных центров, которые должны были привлечь к воспитанию школьников в среде обитания не только профессионалов, но и общественность. Интересный опыт деятельности подобных центров был осуществлен в г. Альметьевске. Здесь в каждом микрорайоне были учреждены социально-педагогические комплексы. Возглавили комплексы руководители предприятий, членами их советов стали руководители школ, различных учреждений микрорайона. В комплексах оборудовали «семейные мастерские», помещения для спортивных занятий, клубы «хозяюшка», куда приходили родители с детьми. Учителя давали консультации по вопросам воспитания, выступали с лекциями, руководили подростковыми клубами.
На рубеже 80—90-х годов в России появились ученические кооперативы. В бывшем Советском Союзе в 1989 году их насчитывалось около 2 тыс. Кооперативы создавались при школах, членами их обычно были учащиеся 7—13 лет. Руководили кооперативами учителя труда или родители. Здесь делали одежду, тренажеры, обувь и пр. В течение учебного года учащиеся работали 2—3 раза в неделю. Во время каникул — ежедневно. Кооперативы продавали свою продукцию, часть прибыли шла на нужды школ.
Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.