Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ


Воспитание в процессе обучения - органическая часть школьного воспитания. Учебные программы непременно имеют в виду задачи воспитания. На первом месте при этом предметы гуманитарного содержания; литература, история, обществоведение и мораль, иностранные языки, входящие обычно в обязательный круг программ. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности, противоядие от жестокости, черствости. Так, авторы новых школьных программ в Японии (90-е годы) определяют четыре основных приоритета воспитывающего обучения: воспитание духовности, социальная адаптация, формирование уважения к культуре и традициям собственного народа и других народов; формирование гражданских качеств.
Программами общеобразовательной школы России (90-е годы) также предусмотрен ряд магистральных направлений воспитания: формирование прочных нравственных принци-пов, гражданской ответственности на базе общепринятых духовных ценностей; приобретение духовного богатства отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
Во многих странах проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. В школах США, начиная с первого класса, учитель в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5—6 минут для индивидуальной беседы на нравственные темы.
В Японии курс морали в школе обязателен с 1958 года. В центре программы курса — воспитание члена национального и мирового сообщества. В начальной школе практикуются особые «часы нравственности». Во время уроков и иных мероприятий, отведенных на них, используются различные дидактические материалы и виды работы: рассказы, чтение поэтических произведений, написание сочинений, видео- и аудиозаписи и пр.
Особое место в нравственном воспитании школьника занимает ^едягия. Школа в ведущих странах мира отделена от церкви и является светской. Это не означает, однако, отсутствия религиозного воспитания. В ряде стран (Англия, Герма-109
ния) уроки религии — обязательный предмет обучения. В других странах (США, Франция, Япония, Россия) религиозное обучение — частное дело граждан. При этом есть различия. В США уроки религии можно получать только за стенами учебных заведений; в 1983 году была сделана неудачная попытка ввести обязательную молитву в школах. Во Франции служители культа имеют доступ в общественные школы, где всем желающим дают религиозное образование. Уроки проводятся в дни, свободные от занятий (обычно по средам). В ряде учебных заведений они пользуются большой популярностью. В России с начала 90-х годов при ряде христианских, мусульманских и иудаистских церквей действуют центры религиозного обучения, куда приходят школьники. В Японии конституцией (20-я статья) в общественной школе «безусловно запрещено преподавание любой конфессии»; вместе с тем законом позволено включать религиозное обучение в программу частных учебных заведений.
Запреты на обучение религии вовсе не означают, что мировая школа отбрасывает общечеловеческие идеалы, заложенные в религии. О приверженности таким идеалам гово-рится в официальных документах и работах ряда педагогов. Так, например. Основной закон Японии (статья двадцать четвертая) взывает к идеалам «уважения религии и ее места в жизни общества».
В школьном воспитании, пишет американский педагог Д. Ховард, необходимо возвратиться к Богу, имея в виду не столько религиозное обучение, сколько приверженность евангельским заповедям при воспитании характера школьников.
В нравственном воспитании не меньшее значение придается учебным дисциплинам, связанным с областью искусства. Во Франции, например, в школе реализуется концепция «воспитание через искусство», определяющая три главных цели: нравственно-духовное становление и создание эмоциональной воспитательной атмосферы; формирование художественно-эстетической культуры; накопление опыта культурной деятельности. Эти цели развернуты в конкретные задачи: эмоционально развивать через изучение дисциплин художественно-эстетического цикла;
формировать на основе изучения произведений искусства критерии собственного нравственного поведения; развивать творческие способности в различных областях искусства через импровизацию и самовыражение. Помимо традиционных дисциплин «музыка» и «изобразительное искусство» в программу общеобразовательной школы входят живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.

Задачи гражданского воспитания решаются при преподавании общественно-политических дисциплин. Кроме традиционных предметов вводятся новые дисциплины общест-венно-политического содержания: элективные курсы в американских средних учебных заведениях, «руководящий курс» •— в английских школах, «политика» — в немецких гимназиях, «граждановедение» — во французских лицеях, «особая деятельность» и «граждановедение» — в японской школе.
В США, например, в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязанностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не пять, как все другие, а десять минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства национальному флагу. Под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах.
В России программы обучения по истории, географии, литературе базируются на новом подходе, который рассматривает развитие человеческой цивилизции как единый процесс.
Безусловно, новые предметы имеют определенную политическую окраску. Так, курс «граждановедения» в средней школе Японии предусматривает усиленное внимание к воспитанию уважения к национальному флагу и символике. Обучение направлено на воспитание духовности и высоких нравственных устоев. Занятия «особой деятельностью» должны формировать навыки цивилизованного поведения и общения; занятия организуются в виде групповой работы (спорт, искусство, уроки труда и пр. ), в ходе бесед, участия в детских клубах, при выездах на природу, экскурсиях.
Учитывая проблемы современных детей в учебных заведениях мировой школы проводится большая работа по антинаркотическому, антиалкогольному воспитанию. Большое внимание уделяется воспитанию культуры в вопросах пола. В школьные программы вводятся специальные курсы, соответствующий материал также предлагается на межпредметной основе, то есть включается в различные предметы школьного образования.
Так, в США в рамках широкой кампании по искоренению детской наркомании Конгресс принял специальное постановление, в соответствии с которым были выделены значи-тельные средства на подготовку и использование учебных аудио материалов о вреде наркотиков.
111
Специальная кампания против употребления наркотиков ведется также в средних школах Франции. Материалы о вредных последствиях наркотиков и алкоголя введены в программу преподавания биологии.
Перестает быть запретной в мировой школе сексуальная тематика. Так, учебные заведения Германии руководствуются «Рекомендациями по сексуальному воспитанию в школах всех типов», где предусмотрено формировать «гуманность сексуального поведения и приучать к ответственному половому поведению». Сексуальная тематика включена в программы по биологии, социологии, немецкому языку, искусству, религии. Во Франции уже в начальной школе на занятиях используется популярная литература по половому воспитанию, например, «Энциклопедия сексуальной жизни».
Мировая школа решает задачи всеобщей экологической грамотности как важного условия утверждения гуманных общественных и межличностных отношений. В школе стре-мятся к тому, чтобы учащиеся не только осознали необходимость охраны окружающей среды для всего человечества, но и лично приобщались к такого рода деятельности.
С особым вниманием к экологическому воспитанию в процессе обучения относятся в США. Так, учащиеся почти 200 коллежей штата Массачусетс изучали проблему кислотных дождей. Они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. В школах США популярны «полевые маршруты» — разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают «кодекс экологического поведения»: не уничто-жать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т. д.
Сквозь призму воспитания рассматриваются в мировой школе традиционные составляющие школьного обучения — физическая культура и спорт. Мировая школа ориентируется на необходимость в процессе уроков физической культуры и спорта прежде всего укреплять здоровье детей, способствовать формированию личности. Именно поэтому в начальных школах Великобритании программой предусмотрели не столько спортивные занятия, сколько упражения по развитию ребенка (игры, соревнования и т. п. ).
В Японии в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников: куратор здоровья, врач, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт.

В Японии теннисом занимаются сотни тысяч школьников. В почете здесь бейсбол, футбол, бег, плавание, национальные
виды спорта.
В начальной и младшей средней школе Японии успехи физического воспитания неоспоримы. Но в учебных заведениях полного среднего образования существует много проблем. Многие старшеклассники имеют избыточный вес, плохое зрение. Гиподинамия — враг номер один здоровья учащихся. Если у учащихся младших классов есть время погонять мяч по выходным, то для старшеклассников — это непозволительная роскошь.
Состояние физического воспитания в школе России вызывает тревогу. Поданным на 1996 год, при поступлении в начальную школу не вызывает опасений здоровье 13 % детей, по окончании начальной школы — только 7 %. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в три-четыре раза. Здоровье каждого третьего российского школьника неблагополучно. Это следствие недостатков, в том числе школьной медицинской службы, физического воспитания и спорта. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов. Медицинские работники представлены в школе обычно лишь медсестрой.

Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление