Главная страница =>педагогика=>оглавление

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ



Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значе-ние. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведе-ния, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективно¬го воспитательного воздействия, о способах взаимодей¬ствия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонима¬ние. В условиях выбора типа образования родителям важ¬но иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
«Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».
А. Молье
В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание явля-ются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию обще-ства и уровень его культурного развития,
В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культу-рологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного эле-мента в системе основных параметров образования как социокультурного фено-мена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представ-ления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной историче-ской эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысле-ние ценности образования в обществе; осознание культурного развития челове¬ка; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.
В европейской культуре «знаниевая» парадигма имеет самую длительную ис¬торию. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со ста¬новящимся практическим и теоретическим опытом человека.
«Культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует не на зна-ния, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, эколо-гии и экономики и др.
Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном миро¬воззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловечески¬ми интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гу¬манистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления челове¬ка, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопере¬живание, соучастие и сотрудничество.
«Педоцентристская» парадигма понимается как альтернатива «детоцентрист-ской».
«Педоцентристская» парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рам¬ках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом лично¬стные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитывают¬ся недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных усло¬вий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особен¬ностей, способностей и интересов.
В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государ-ственного управления обществом. Последние определяют характер и цели воспи-тания и образования.
В рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы чело¬век является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образо¬вания учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и роди¬телей ученика, так и педагога.

Резюме

“Педагогика” может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.


Вопросы и задания для самоконтроля

1 Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультурном развитии современного человека?
2 Какие парадигмы образования сложились в мировой педагогической практике? Дайте краткий анализ.

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление