Главная страница =>педагогика=>оглавление
Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликт-ные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенчес¬кой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить сте-пень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятель-ности.
Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас ва-риант ответа а) или б).
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен¬ность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.
5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддер¬жку у других.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време¬нем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших раз-ногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть
спора.
б) Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отно-шения.
б) Я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
б) Я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей по¬зиции.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
б) Я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет
мне навстречу.
спора.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера,
б)Я отстаиваю свою позицию.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
навстречу.
б) Я стараюсь уговорить другого на компромисс.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
б) Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возмож¬ность настоять на своем.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногла¬сий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов. По каждому из пяти разделов опросника подсчи¬тайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.
Ключ опросника:
Соперничество: За,6б,8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б,17a,22б,25a,28a
Сотрудничество: 2б,5a,8б,1 la,14a, 19a, 20a, 21б, 23a, 26б, 28б,30б.
Компромисс: 2a,4a, 7б,10б,12б,13a,18б,20б,22a,24б,26a,29a
Избежание: . la,5б,7a, 9a, 12a, 15б, 17б, 19б, 21a, 23б,27a,29б.
Приспособление: 1б,3б,4б,6a,11б,15a,16a,18a,24a, 25б,27б,ЗОа
Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются меж¬ду собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликт¬ной ситуации.
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива
Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирова-ния, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может исполь-зоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.
Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».
1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?
а) очень нравится;
б) пожалуй, нравится;
в) мне безразлично;
г) пожалуй, не нравится;
д) очень не нравится.
2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую груп¬пу, вуз)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже ка¬честв у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 бал¬лов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется).
а) трудолюбие;
б) общественная активность;
в) профессиональные знания;
г) забота о людях;
д) требовательность;
е) отзывчивость;
ж) общительность;
з) способность разбираться в людях;
и) справедливость;
к) доброжелательность.
4. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважени¬ем? Назовите одну или две фамилии.
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не рабо-таете, вернулись бы вы в свой коллектив?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего со-гласны?
а) большинство членов нашего коллектива группы — хорошие, симпатич¬ные люди;
б) в нашем коллективе есть всякие люди;
в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
а) нет, конечно;
б) скорее нет, чем да;
в) не знаю, не задумывался над этим;
г) скорее да, чем нет;
д) да, конечно.
8. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» ха-рактеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится со-всем.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9.
9. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?
— да
— пожалуй, да
— не знаю
— пожалуй, нет
— нет.
б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?
— да
— пожалуй, да
— не знаю
— пожалуй, нет
— нет.
10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
а) это бы меня вполне устроило;
б) не знаю;
в) это бы меня совсем не устроило.
11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов ва-шего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?
а) нет;
б) не могу сказать;
в) да.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9.
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
—.полностью не удовлетворен;
в) размером зарплаты/стипендии:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
г) отношениями с преподавателями и руководителем:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
е) разнообразием и сложностью учебной работы:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
ж) подготовкой в получении специальности:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен.
а) очень хорошо;
б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;
в) трудно сказать;
г) работа/подготовка организована неудовлетворительно;
д) очень плохо.
а) да (в этом случае назовите эти лица);
б) трудно сказать;
в) пожалуй, нет;
г) нет.
а) м;
б) ж;
20. Ваша специализация.
Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую хара-ктеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или сти-пендия.
Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложивших¬ся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведен-ческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмо-циональный—6, 8, 12; когнитивный—9а, 9б, 11; поведенческий—7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщают-ся — положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-; от-рицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0; неопределенная (проти¬воречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.
Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка
Э = ((+)-(-)) / п,
где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагать¬ся в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до +0, 33 — противоречивые оценки; от +0,33 до +1 — положительные оценки.
Тест «Восприятие индивидом группы»
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три воз-можных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистиче-ским» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совмест-ных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприя-тия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценива-ет группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать по-мощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистиче-ским» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую ваше точку зрения.
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;
б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;
в) помогают другим, когда в них нуждаются.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;
б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
Таблица 17
Ключ для обработки результатов методики «Тип восприятия индивидом группы»
«И»
«П»
«К»
«И»
«П»
«К»
1в
2а
3б
Зв
За
4б
5б
6б
7б
5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:
а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;
б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;
в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.
6. Мне нравится группа, в которой:
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б) каждый занят своим делом и не мешает другим;
в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необхо-димость.
7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
а) создают дух соперничества;
б) не занимаются увлеченно своей наукой;
в) создают условия напряжения и жесткого контроля.
8. Я больше удовлетворен жизнью, если:
а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;
б) общаюсь и отдыхаю;
в) нужен кому-то и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;
б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;
в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если в группе возникает проблема, то я:
а) предпочитаю не вмешиваться;
б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:
а) подходили ко мне индивидуально;
б) создавали условия для оказания помощи; .
в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.
а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;
б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или люби¬мому;
в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;
б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;
в) свой собственный личный успех.
а) вместе с товарищами;
б) самостоятельно;
в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.
Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один. балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывает-ся в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м — количество набранных баллов соот-ветственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.