Главная страница =>педагогика=>оглавление

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ



Диагностика направленности личности
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировоч-ная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакци¬ях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетво-рения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впе-чатление, что с помощью этой методики исследователи получают ориентировоч-ную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изу-чить его основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека:
• личностной (на себя);
• деловой (на задачу);
• коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному пер-венству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувства-ми и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В рабо¬те он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные дей¬ствия (ВД) характеризует ситуация, когда поступки человека определяются по-требностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преоб-ладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом дея-тельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и доби-вается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не существуют абсо-лютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому пра-вильнее будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о домини-рующей направленности личности.
Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты вы можете дать 3 отве¬та, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, ко-торый лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов (табл. 8) против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из от¬ветов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствую-
Таблица 8
Лист ответов (форма 1)
№ п/п
Больше всего Меньше всего № п/п
Больше всего Меньше всего № п/п
Больше всего Меньше всего № п/п
Больше всего Меньше всего
1












2












3












4












5












6












7












8













щую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывай¬те нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете отве¬ты, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, ис¬правьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Текст опросника
1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:
А. Оценка работы.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Известным игроком.
С. Капитаном команды, избранным остальными игроками.
3. Лучшие преподаватели — это те, кто:
А. Обладают индивидуальным подходом.
В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. В глазах учеников самые плохие преподаватели те, кто:
А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не инте-ресует.
5. Я рад, когда мои друзья:
А. Помогают другим, когда для этого представляется случай.
В. Всегда верны и надежны.
С. Интеллигентны, обладают широким кругом интересов.
6. Лучшими друзьями считаются те:
А. С кем складываются взаимные отношения.
В. Кто может больше, чем я.
С. На кого можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
А. Кто добился жизненного успеха.
В. Может сильно любить.
С. Отличается дружелюбием и приветливостью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А. Научным работником.
В. Начальником отдела.
С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А. Игры с друзьями.
В. Успехи в делах.
С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школы должна заключаться в:
А. Подготовке учеников к работе по специальности.
В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживать¬ся с людьми.

А. Система, далекая от демократической.
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
С. Невозможно проявить собственную инициативу.

А. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.
С. Для беспечного отдыха.

А. Работаю с симпатичными людьми.
В. Работа меня удовлетворяет.
С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

А. Высокую оценку окружающих.
В. Чувство удовлетворения от выполненной работы.
С. Приятно проводить время с друзьями.

А. Отметили дело, которое я выполнил.
В. Похвалили меня за мою работу.
С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.

А. Нашел ко мне индивидуальный подход.
В. Подтолкнул меня к более интересной работе.
С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

А. Оскорбление личного достоинства.
В. Неуспех при выполнении важной задачи.
С. Потеря друзей.

А. Личный успех.
В. Общую работу.
С. Практические результаты.
20. Очень мало людей:
А. Действительно радуются выполненной работе.
В. С удовольствием работают в коллективе.
С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

А. Ссоры и споры.
В. Отказ от всего нового.
С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
В. Помогать другим в общем деле.
С. Вызывать восхищение других.

А. Требовательно.
В. Пользуется авторитетом.
С. Доступно.

А. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблемы.
С. Чтобы начальник признал мои достоинства.

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
Таблица 9
Ключ к опроснику Смекала—Кучера
Направленность

на себя (НС)
на взаимодействие (ВД)
на задачу (НЗ)

1.А









2. В









З.А


З.С


З.В



4. А









5. В









6. С









7. А









8. С









9. С









10. С










А. Дирижером.
В. Солистом.
С. Композитором.

А. Смотря детективные фильмы.
В. В общении с друзьями.
С. Занимаясь своим увлечением.

А. Выдумал интересный конкурс.
В. Выиграл бы в конкурсе.
С. Организовал бы конкурс и руководил им.

А. Что я хочу сделать.
В. Как достичь цели.
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
А. Другие были довольны им.
В. Выполнить прежде всего свою задачу.
С. Не нужно было укорять его за работу.

Обработка результатов. Если указанная в ключе (табл. 9) буква занесена в рубрику “ Больше всего”, то испытуемому ставится знак “+” по данному виду направленности.
Таблица 10
Форма 2

НС
ВД
НЗ

Количество «+»




Количество «-»




Сумма










Таблица 11
Итоговая таблица (пример)

НС
ВД
НЗ

Количество«+» +8
+10
+12

Количество «–» -11
-11
-8

Сумма
-3

+4


+27
+29
+34


Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итого¬вую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался (табл. 10). Также подсчитывается количество «-».
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Получен¬ный результат записывается в итоговую таблицу (табл. 11) в строку «Сумма». На-конец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот пока-затель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Об-щая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление