Главная страница =>педагогика=>оглавление

Ситуации убеждения



С и т у а ц и я 1.
Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.
— Надень пальто, — говорит мать, — Этот жакет слишком легкий для такой погоды.
— Не хочу!— отвечает дочь.
–– Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? — говорит мать.
— Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положе¬ние и посоветуй, что делать с таким ребенком?
— Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
— Прекрасно, — соглашается мать.
С и т у а ц и я 2.
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
— Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
— Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?
— Не хочу.
— Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все де¬журят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
— Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Пет-рова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
Ситуации риска
С и т у а ц и я 1. Фрагмент из романа И. Штемлера «Универмаг».
Фиртич обернулся к двери, но не успел поздороваться — его отвлек частый телефонный звонок междугородной связи. Он поднял трубку и заговорил, вольно присев на подлокотник дивана.
Лисовский опустился в кресло напротив коммерческого директора.
— Прибыла партия фотоаппаратов, а сопроводительного счета нет, — пояс¬нил Индурский, кивая в сторону директора. — И артикул незнакомый, привязать¬ся не к чему. А новый счет неделю будет ползти, не меньше.
Лисовский насупленно молчал. Индурский заерзал, он недолюбливал главбу¬ха, который нередко остужал энергию коммерческого директора, удерживая от авантюр.
— Значит, так, — Фиртич положил трубку. — Цена аппарата четыреста семь-десят рублей. Счет они дошлют.
Он придвинул бумаги и наложил резолюцию, разрешающую продавать аппара¬ты. Тем самым Фиртич брал на себя всю ответственность. Случись сейчас реви¬зия, ему несдобровать: товар, принятый без счета, продавать нельзя... А главный бухгалтер, тот же ревизор, сидит, точно ничего не слышит...
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Обоснован ли риск, по вашему мнению?
2. Оправданный риск в жизни и деятельности человека — что это такое?
3. В чем педагогический смысл риска?
С и т у а ц и я 2.
Юрий Сергеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с перво-го же урока решил, по словам школьников, «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:
— Ку-ку.
Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:
— Ку-ку.
Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.
В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:
— Ку-ку, ку-ку!
И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок про-должался спокойно.
С и т у а ц и я 3.
Мороз сковал реки, озера и побережья северных морей. Трое товарищей шли по тонкому льду Финского залива, оживленно переговариваясь между собой.
Юре попал снег в ботинок. Он поотстал от товарищей, нагнулся, расшнуровы-вая обувь. И вдруг он неожиданно выпрямился, побледнев.
— Спасите! — отчаянный крик резанул ему уши. Юра оглянулся. Там, впереди, стоял Виктор, а Димка барахтался недалеко в ледяной воде.
— Руку! Протяни руку... Помоги! — кричал он ему, захлебываясь. Но Виктор в страхе отступил от проруби..
Словно толкнуло что-то в спину Юрия. Быстро натягивая ботинок, он бросил-ся к товарищам.
— Ложись на лед, держи меня за ноги, я поползу к проруби. Живо! — скоман-довал Юра, на бегу обращаясь к стоявшему в оцепенении Виктору. Но Виктор застыл на месте.
— Ну, живо! Держи меня! — еще раз крикнул Юра, лежа на льду. Виктор неуверенно сделал шаг вперед и вдруг отвернулся.
— Трус! — Юра пополз к проруби. Все ближе и ближе... Только бы успеть. Набухшая от воды тяжелая зимняя одежда тянет Диму вниз, сковывает его дви-жения.
Юра ползет. Вот уже кромка льда. Он протягивает руку Диме.
— Держись... Так, — напрягая мускулы, Юра тянет товарища на лед. — Еще немного...
Но лед не выдерживает. Юра с ужасом слышит, как лед трещит под ним, как под пиджаком побежали ручейки холодной воды... Только бы успеть. Еще одно усилие...
Лед трещит, и под воду скрываются оба мальчика.
Но вот их головы вновь появляются на поверхности. Захлебываясь, изнемогая от усталости и холодной воды, Юра удерживает одной рукой товарища, другой ощупывает кромку льда. Но он непрочен — крошится под пальцами. «Неужели смерть?» — промелькнуло в голове. «Нет, не может быть. Нужно только освобо-дить правую руку». Он оглядывается в надежде увидеть Виктора, надеясь, что он все же поможет им. Но тот уже исчез. И Юра вновь ощупывает кромку льда в поисках опоры.
...Нет, не утонули друзья. Несмотря на трудности, Юра вытащил-таки Диму из воды, и они еле живые добрались домой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Что выявила данная ситуация?
2. К чему должен готовиться молодой человек при вступлении во взрослую са-мостоятельную жизнь?
3. Можно ли судить по данной ситуации, что жизнь — большая ценность для че-ловека? На какие еще ценности были сориентированы юноши в данной ситуа-ции?
С и т у а ц и я 4.
Группа студентов возвращалась вечером домой. Они шли вдоль канала, о чем-то говорили и весело, заливисто смеялись, не обращая внимания на прохожих.
Вдруг со стороны канала послышался детский плач и крик:
— Мамочка, помоги!..
Юноши и девушки начали оглядываться по сторонам и заметили у берега по-гружающегося в воду мальчишку.
Валерий швырнул в сторону портфель и стремительно бросился к берегу. За ним побежал Николай, на ходу бросив предупреждение:
— Не лезь в воду, ведь ты только что болел воспалением легких! Постой, я сам его вытащу.
Но Валерий, махнув ему рукой в знак возражения, бросился в воду и еле успел схватить за шарфик тонущего малыша.
Николай и все остальные помогли Валерию выбраться с малышом на берег и
вызвать скорую помощь. Жизнь мальчика была спасена.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем свидетельствует данная ситуация?
2. Что вас интересует в человеке в первую очередь?
3. Какие качества проявили молодые люди в данной ситуации?
Ситуации оказания помощи
С и т у а ц и я 1
Я встретила в лесу мальчика, который помог мне найти дорогу в поселок. Вой-дя в поселок, я увидела, как мальчик подошел к одному из домов и заглянул в окно.
— Лизавета! — крикнул он. — Ты что — спишь? А ну, открой окно...
Неправдоподобно тонкая, похожая на светлый стебель рука медленно протянулась и с трудом толкнула створки. Окно распахнулось, и рука спряталась.
— Здорово! — сказал Тимофей (так звали моего попутчика) и откашлялся.
— Здорово... — ответил тихий голосок внутри.
— Прочла?
— Прочла... — откликнулся тот же голосок.
— Смотри мне! — сказал Тимофей строго. — Вот пообедаю и приду. Марья Петровна знаешь, сколько по русскому задала? Закачаешься!
— А тетя Паня тебя уже искала...— сказал голосок.
— Что я, кошелек с деньгами, чтоб меня искали? — проговорил Тимофей на-чальственно. — Меня искать нечего. Сказал «приду» — значит, приду.
Он перегнулся через подоконник.
— Давай тетради... — сказал он.
Я тоже заглянула в комнату. На кровати лежала девочка, бледная до восковой белизны. Теперь я близко видела ее лицо — нежное, с мягким овалом, с прозрач-ной, лишенной румянца кожей. Огромные темные глаза смотрели прямо на нас. Девочка медленно, осторожно улыбнулась, словно и улыбка, как движение, могли причинить ей боль.
— Давай тетрадку, слышь! — приказал Тимофей.
— Ой, испугалась... — сказала девочка, неслышно засмеявшись. — До чего ты, Тимофей, строгий, прямо страх...
— Покедова... — басом сказал он. — Покушаю и приду. Окошко закрывать, что ль?
— Покедова... — тоненько и тихо, как эхо, откликнулась девочка. — Не за-крывай, не надо...
Тимофей отвалился грудью от подоконника, и мы пошли дальше.
— Что с этой девочкой? — спросила я после молчания. — Давно заболела?
— Пять лет лежит, — грустно сказал мальчик. — Болезнь у нее такая... По-лиартрит — так учительница называет.
— Вот оно что! — сказала я медленно.
— Только я думаю, что у нее теперь уже не полиартрит, а целый артрит, — вздохнул Тимофей. — Раньше она хоть подниматься могла, а теперь не может. И ноги у нее уже не разгибаются — видели, как их свело? Ни сесть, ни встать. Мы с ней сидели за одной партой. Ну вот, я что ни день прихожу к ней, уроки учим. Она ничего, старается. Вот только по немецкому тройку схлопотала. У нас немка вредная.
Мы дошли до низкого заборчика и остановились.
— Мы тут живем... — сказал он застенчиво, и уши его снова порозовели.
— Ну, до свиданья, Тимофей, — сказала я и протянула ему руку.

В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте характер отношений между подростками.
2. Что можно сказать о человеческих качествах Тимофея и Лизы?
С и т у а ц и я 2.
Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отве-чала отказом. Но ближе к дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — говорила она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно... спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100м. Полина была очень довольна своим успе¬хом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу — страшно или нет. Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть первые 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Каковы истинные мотивы обучения плаванию у Полины?
2. Что помогло Полине преодолеть страх?
3. Как вы понимаете дружеские и приятельские отношения между людьми?
С и т у а ц и я 3.
Федя с отцом возвращались пешком домой из дальнего похода. За плечами у них были рюкзаки. Оба устали, но скоро их ждала спортивная база и желанный отдых. Но что это? Отец вдруг свернул с прямой дороги и пошел к одиноко расту¬щей молоденькой березке. Пошел вслед за отцом и Федя.
— Смотри, ветер ли или нахулиганил кто, — отец осторожно выпрямил полу-сломанный нежный ствол деревца со слегка увядшими листьями.
— Колышек надо, — сказал Федя и побежал вдоль дороги. Скоро деревце вы-прямилось, туго перевязанное надежным бинтом, так кстати оказавшимся в рюк-заке Феди.
— Ну вот, теперь заживет, — сказал отец. И они пошли дальше. Несколько раз Федя оглядывался на березку. Ему казалось, что она благодарно машет им вер-шинкой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какое воспитательное воздействие оказал отец на сына в данной ситуации?
2. Какие воспитательные приемы он использовал?
3. Как вы думаете, отец решил оказать помощь деревцу по велению сердца или чтобы показать пример сыну с целью воспитания у него бережного отношения к природе?
4. Какой смысл вы вкладываете в экологическое воспитание?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление