Главная страница =>педагогика=>оглавление

Ситуация приведения примера



Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии.
Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь серд-ца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на пору-ки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.
После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.
На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.
В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:
— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам ут¬ром рассказывала о нем.
В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурно-го, с искаженным лицом выбежал из школы.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании своей педагогической миссии?
2. Каковы секреты воспитания?
3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?
Ситуации обвинения - ощущения несчастья
С и т у а ц и я 1.
В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие раз-влечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или ба-бушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были та¬кие красивые вещи, а у нее — почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы ку¬пить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?
Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение до-стигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.
— Что?!! — пронзительно крикнула Марина из-за двери.
— Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, — сказал отец.
— Я не иду! — закричала Марина.
— Почему? В чем дело? — спокойно спросил отец.
— Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!
Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не зна-ли, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца раз¬рывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека?
2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.
3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия родителей в такой ситуации?
С и т у а ц и я 2.
Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может най-ти себе места.
Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой.
— Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! — в сердцах выговаривала мать.
— Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его учили¬ще, — пыталась защититься девушка.
— С каким еще Сережей? С этим? — она выхватила из дневника Иры фото-графию юноши. — Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! — закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея.
— Как ты смела! — закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в сво¬ей комнате.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте диалог матери и дочери.
2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери.
3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье?
4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства?
Ситуации доверия-лжи
С и т уа ц и я 1.
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обыч¬но проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.
Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тя-жело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?
2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
3 Как бы вы распорядились такой информацией?
С и т у а ц и я 2.
Вообще Колька Вирусов человек неплохой и не трус совсем, но он страшно боится контрольных по математике. За последнее время по контрольным, он стал получать двойки. А показывать маме двойки — не очень приятное дело.
В этот день после уроков Тамара Степановна сказала:
— Всем приготовиться. Завтра контрольная. ...На следующее утро Колька прибегнул к обычной своей уловке. Он смял ру¬башку и повесил ее на место. И... захныкал:
— Мама, у меня рубашка мятая!
— Ну и что?
— Как что, погладь!
Мама взяла утюг и поставила греть.
Но Колька снова захныкал:
— Голова болит!
Мать взяла термометр и поставила Кольке, а сама вышла на кухню. Колька подождал, пока стихнут ее шаги в коридоре. Воровато оглянувшись, он взял со стола полотенце и, завернув в него термометр, приложил к утюгу. Подержав так некоторое время, вынул термометр и сунул себе под мышку. Вернувшись, мама только руками всплеснула от удивления.
— Повышенная! Да где же ты такую простуду поймал? В школу не пойдешь. Быстро ложись. Сейчас вызову врача.
Колька, сдерживая улыбку, полез в постель. Врач выслушал Кольку, осмотрел, смерив ему температуру, и сказал:
— Мальчик совершенно здоров. Температура нормальная. Мама удивилась:
— Полчаса назад была такая высокая температура, а сейчас нет! Пусть уж сегодня он полежит, а завтра пойдет в школу.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие особенности мальчика проявляются в этой ситуации?
2. Так ли уж это плохо, если мальчик проявляет изобретательность?
3. Какую информацию о школе и родителях дает эта ситуация?
4. Как бы вы вели себя на месте матери?
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины
Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткну-лась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.
Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется ку-пить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?
2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.
Ситуации подчинения и влияния среды
С и т у а ц и я 1
Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, так это побыстрее уйти. Таня очень хотела попасть на эту вечеринку, все ребята говорили об этом. Она надеялась, что удастся весело провести время в компании, но теперь ей было невыносимо скучно. Комнату заполнил дым, обволакивая лица смеявшихся и шутивших, хотя речь многих казалась невнятной и искаженной. Некоторые из ребят время от времени выходили в дальнюю комнату, иногда с ними уходили де¬вушки. Таня не знала, чем они там занимаются, только все это казалось стран-ным. Другие пили вино и пиво.
— Эй, Таня, — позвала ее однокурсница. — Выпей, расслабься, встряхнись. Таня неохотно взяла из рук Ани банку пива и сделала большой глоток. Пиво защекотало ей горло.
Рядом проходил симпатичный молодой человек. Он уже давно привлекал ее
внимание. Он взял ее руку.
— Вы Таня? — спросил он тихо.
— Да! — ответила она, довольная, что ее узнали.
После этой встречи вечеринка стала казаться ей все же неплохой. Вначале они болтали о разных пустяках, а потом Александр пригласил ее в другую комнату.
Польщенная, Таня последовала за Александром. Она чувствовала, что пиво ударило ей в голову, у нее немножко кружилась голова, но ей хотелось быть с Александром.
В комнате витал какой-то странный, незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось, не замечали девушку, но ее тронула забота парня. Затем ему передали какую-то странного вида сигарету. Она была вдвое меньше обычной. Александр удовлетворенно вздохнул и поблагодарил своего при¬ятеля. Он глубоко затянулся.
— Отлично, — сказал он и протянул Тане сигарету.
— Что это? — спросила она. В комнате раздался смех...
— Ты уверен, что ей здесь место? — спросил один иэ парней.
— С ней все в порядке, — уверенно ответил Александр. — Ну, попробуй. Это марихуана, не бойся, ты почувствуешь себя отлично.
Таня очень испугалась. Как она могла пойти на это? Она знала, что ей не следу¬ет этого делать... но Александр ей очень нравился. Он никогда даже не посмотрит на нее снова, если она не попробует.
— В чем дело? — спросил Александр. — Попробуй хотя бы, все ее курят, не может она быть такой вредной.
— Просто поднеси ее к губам и вдохни, затянись,— посоветовала одна из де-вушек.
— Давай, попробуй... тебе понравится, — уговаривали ее все в один голос. Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем сила влияния среды на человека?
2. На какого человека среда оказывает сильное воздействие?
3. Дайте оценку поведения Тани.
4. В чем педагогический смысл этой истории?
С и т у а ц и я 2.
Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Ста¬рые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось обще¬ние, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел — до первого сентября оставалось еще две недели.
Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.
— Ничего, начнется учеба — у него времени не будет свободного с ними гу-лять. Да и товарищи появятся, — успокаивал отец встревоженную мать.
Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомни-тельным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования ро-дителей он отвечал:
— Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте поведение родителей Димы.
2. Что бы вы предприняли на месте его родителей?
3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление