Главная страница =>педагогика=>оглавление

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов



Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!
Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!
Отец (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, пе-рейдем в эту комнату и поговорим? Я хотел бы вам помочь обсудить эту проблему.
Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Папа, пусть он отдаст мне грузовик!
О.: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?
Г.: Но я первый его взял!
О.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?
П.: А что еще он может предложить? Главное для него — настоять на своем.
О.: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.
Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.
О.: Петя, Гена предлагает другое решение — пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.
П.: А потом он отдаст мне грузовичок?
О.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?
Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.
О. Петя, Гена говорит, что все будет нормально — он тебя не обманет.
П. Ну тогда ладно.
О. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте ситуацию и выявите причины конфликта.
2. Какие принципы соблюдал отец в руководстве процессом разрешения конф-ликта между сыновьями?
3. Какую позицию демонстрирует отец в отношении одного и другого сына? В чем она выражается?
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий

С и т у а ц и я 1.
Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка?
Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти?
Ребенок (бегает по комнатам, заглядывает под диван).
Родитель: Машинки там нет.
Ребенок: Где моя машинка?
Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась? Посмотри.
Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей).
Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске).
Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку): Вот она!
Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте каждый вариант ответа и действия родителя.
2. О каких особенностях поведения родителя и о каком характере складываю-щихся отношений с ребенком говорит эта ситуация?
3. Какой тип воспитания просматривается в данной ситуации?
С и т у а ц и я 2.
Эдик из мальчиков, которых называют «маменькин сынок». Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В ре¬зультате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку.
Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему: «меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т. д.
В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед — отставной военный, в течение несколь-ких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки.
После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине:
— Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком — вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоис-тичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее.
И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый чело¬век, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому.
Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться все¬му этому нужно сейчас.
Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с однокласс-ником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой...
Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец!
Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспо-коишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как луч-ше поступить.
И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю — все делать и ре-шать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились?
Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались.
В о п р о с ы и з а д а н ия
1. Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном.
2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки?
3. В чем вы видите сложности семейного воспитания?
4. Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
С и т у а ц и я 3.
Игорю — 15 лет. Он жил с матерью, которую осудили за преступление и поса-дили в тюрьму. Мальчик тяжело переживал эту трагедию, замкнулся, перестал общаться с друзьями. Ему, с его еще не окрепшей душой, выпало непосильное ис¬пытание — необходимость разрешить сложнейшие задачи — определить свое от¬ношение к матери и подумать, как жить дальше самому.
Понимая состояние юноши, дядя Толя, дальний родственник матери, приехав-ший в гости к Игорю, узнав о трагедии семьи, решил с ним побеседовать:
— Видишь ли, Игорь, положение твое нелегкое, не спорю. Трудно жить без отца, а теперь и без матери, когда их просто нет: они умерли или погибли, прожив неполную по времени, но честную, достойную жизнь. Гораздо сложнее дела об¬стоят у тебя. Матери и отца нет, но их поступки постоянно преследуют тебя в жизни. Для этого надо иметь большее мужество. И я уверен: у тебя это мужество есть.
Ты не отвечаешь за то, что сделали твои родители. Твоей вины в этом нет. С ними случилось большое несчастье, в котором виноваты они сами, и больше никто. Ты же должен знать об одной своей крайне важной гражданской задаче, и это знание обязательно придаст тебе силы и уверенности. Мама твоя очень вино-вата перед людьми и перед тобой. И за свою вину она справедливо и сурово нака¬зана. Когда мама вернется, ты будешь совершенно взрослым, самостоятельным человеком. У тебя к тому времени, скорее всего, будет своя семья, свои дети. Так вот, в то время, когда ты будешь сильным и независимым, ты, и только ты, запом¬ни это, Игорь, можешь и будешь обязан помочь матери встать на ноги.
— Я?! — изумился юноша.
— А кто же, если не ты? — продолжал дядя Толя. — Ты у матери один. Толь-ко в тебе она будет видеть источник своего возрождения, только в тебе будет ее надежда. И очень важно, чтобы душа твоя не огрубела, чтобы ты не забыл, что родители дали тебе жизнь и вырастили тебя, что родителей не выбирают, от них не отрекаются, когда они в беде. А сейчас тебе нужно выстоять во имя себя и твоей мамы, во имя той девушки, которая будет твоей женой и матерью твоих детей. А выстоять — значит, самому жить достойно.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Опишите переживания мальчика.
2. Мужество, проявленное человеком на войне и в борьбе с жизненными трудно-стями, — одно и то же?
3. Какой воспитательный прием применил дядя Толя?
4. В чем педагогическая ценность такой помощи со стороны дяди Толи? Как вы думаете, она своевременна?
5. Как может отреагировать мальчик на слова дяди Толи?
С и т у а ц и я 4.
Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учи-тель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать зада¬чу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оцен¬ками не торопится, как это бывает, — он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самосто¬ятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая боль¬шая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»
В о п р о сы и з а д а н и я
1. Каков стиль обучения на уроке?
2. Что служит критерием успеха на уроке?
3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?
4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?
5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление