Главная страница =>педагогика=>оглавление

Ситуации самокритики и самосозерцания



С и т у а ц и я 1.
Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?
Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравить¬ся мальчикам?
Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..
О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.
Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.
О.То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе труд¬но расслабиться?
Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня ду-рочкой.
О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?
Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.
О. Молчать, конечно, безопаснее.
Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.
О.Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?
Д.:Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!
В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?
2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?
3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.
4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?
С и т у а ц и я 2.
Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулит¬ся. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реп-лики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекру-чивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нра¬вится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:
—Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

В о п р ос ы и з а д а н и я

1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловле¬ны суждения и действия Кати?
2. Как помочь Кате в решении ее проблем?
3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении
В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домаш-ним заданием. Он... (Как прореагировал и что сказал учителю?).
На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из парал-лельного класса:
— Извини, пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в спешке и прихватила твою тетрадь.
— Бывает, но в другой раз постарайся быть повнимательнее, — сказал в от¬вет мальчик.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем говорит вам эта ситуация?
2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете?
3. Можно ли сказать о них, что они воспитанны? Почему?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление