Главная страница =>педагогика=>оглавление

Проблемные задачи



З а д а ч а 1.
— Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С (белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыха-ния),— говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие друг от друга в процентах:
• бактерия и человек или млекопитающие — 65 %,
• бактерия и птицы — 65 %,
• бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65 %,
• бактерия и рыбы—65%,
• бактерия и различные растения — 66 %.
Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетель¬ствует этот факт?
З а д а ч а 2.
На уроке математики учительница, прежде чем начать выводить формулу пло¬щади круга, предложила школьникам задачу следующего содержания:
— Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают тру¬бу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способ¬ности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы реч¬ная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой трапецию с основаниями 5 и 9 м, высотой 1,2 м.
Школьники сами определяли план решения задачи, разделившись на группы. Процесс нахождения площади сечения и диаметр трубы осуществлялся совмест¬но с учительницей.

Задача на педагогическое стимулирование

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:
— Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе. Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к сво¬ей работе в школе и дома.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стра¬тегии?
Задачи самовоспитания
3 а д а ч а 1.
Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просвети¬тель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого заня-тия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукос-нительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избе¬гать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты счи-таешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одеж¬де и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в кото-ром они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
З а д а ч а 2.
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.
• Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
• Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
• Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?
• Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет?
• Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим лич-ным требованиям?
2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.
• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
• Умею ли я слушать?
• Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?
• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье — психофизическое состояние.
• Каково мое самочувствие?
• Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
• Занимаюсь ли я спортом?
• Каков мой вес (масса тела)?
• Достаточно ли я сплю?
• Забочусь ли я о своем теле?
• Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состоя-ния?
4. Душевный комфорт — психическое состояние.
• Занимаюсь ли я саморазвитием?
• Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
• Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
• Есть ли у меня какое-либо хобби?
• Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
• Достаточно ли развита моя воля?
• Что я могу сделать для душевного комфорта?
3 а д а ч а 3.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следую-щие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспита-ния они в большей мере соответствуют?
Задача на стимулирование к самовоспитанию

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уве-ренный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старше-му брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета...
— Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?
— А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отде-ление не принимают. Вот вырасту...
— Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?
— В хоккей иногда играю, а зарядку нет, не успеваю...
— А по математике у тебя какие успехи?
— Ничего, балла четыре, наверное, будет...
— В авиамодельном кружке занимаешься?
— Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.
— В радиотехнике разбираешься?
Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал:
— Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей фи-зической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение... Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

В о п р о с ы и з а д а н и я

1.Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом?
2. В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и сужде-ния старшего брата?
3. Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?


Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление