Главная страница =>педагогика=>оглавление

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА



Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечиваю-щая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.
Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятель¬ность.
Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осо-знает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает сле¬дующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспиты¬вая другого.
«Когда двое делвют одно ито же, это уже не одно и то же». Торенций
Какие проблемы и задачи называют педагогическими?
Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог дол¬жен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам.
Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния?
Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.
Что представляют собой педагогическая проблема, задача и педагогическая ситуация?
Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.
Как они решаются — в повседневной жизни и профес¬сионально?
В жизни встречаются различные педагогические про¬блемы — формирование гуманного и гармонично развито¬го человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям. Педагогическая проблема — это объективно возникающий в пе¬дагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно про¬цессов обучения и воспитания человека.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических за-дач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек—человек».
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход че¬ловека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «по¬ниманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практи¬ке. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перево-да человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обуче¬нию и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделя¬ется на группы задач.
Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пе-ресказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положитель¬ную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответствен¬ные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и тру¬довой деятельности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых реша-ется педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препят-ствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих дан-ный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфлик¬та и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
Приведем примеры педагогических ситуаций.
Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя математики, хоро¬шее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на «хорошо» и «отлично». Не¬ожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. Что пережил учи¬тель в этот момент — чувство отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорб¬лен?
Он изменился в лице, сел за учительский стол и...
Как поступил Виктор Петрович?
Пример 2. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
— Что делать с Валерием?
— А что случилось?
— Перестал посещать уроки физкультуры, дважды не явился на тренировку школь¬ной баскетбольной команды, а через неделю — городские соревнования. Я ему при встре¬че задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» — А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?
Пример 3. В гимназии неожиданно узнали, что на квартире у Татьяны Р. часто соби¬рается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты, курят, остаются на ночь. Родители Татьяны в длительной командировке, а бабушка больна и не может приезжать к внучке.
Что могут предпринять педагоги в данной ситуации?
На практике иногда путают педагогические и функциональные задачи. В чем заключается разница между ними? В отличие от педагогических, функциональ-ные задачи связаны с реализацией профессиональной функции педагога. Приме-рами функциональных задач являются — чтение лекции, проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в России, организация матема-тического кружка или спортивной секции.
Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно рас-пространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и... Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается крайне редко.
В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем по-нятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способ-ности и навыка необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).
Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогиче-ской науки и практики эффективные средства для решения данной задачи приме-нительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок сво-их действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психо-логической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.
Для профессионального решения педагогических задач надо специально гото¬виться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания че¬ловека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педаго¬гических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать извест¬ную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и инди¬видуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.
Какие профессиональные функции выполняет педагог?
Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную, органи-заторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и конт-рольно-оценочную функции.
Какие виды педагогической деятельности практикуются сегодня?
Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа пе¬дагогической задачи:
1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения воспитательной работы в школе);
3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
4) научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Проведем их сравнительный анализ согласно структурным компонентам педа¬гогической деятельности.
Такими компонентами являются цель, средства ее достижения, результат, а также ее объект и субъекты.
По объектам и субъектам деятельности:
1) субъектом является учитель или воспитатель, объектом — ученик, воспитан¬ник, группа или учебный коллектив;
2) субъектом является педагог-методист, объектом — педагоги-практики;
3) субъектом является администрация образовательного учреждения, объек-том — учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив педагогов-прак-тиков и ученический коллектив;
4) субъектом выступает ученый-педагог, объектом — вся сфера педагогической деятельности в целом (вся педагогическая теория и практика).
По целям:
1) передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему;
2) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности;
3) управление работой педагогов-практиков;
4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствова¬ния 1,2,3.
По средствам достижения цели:
1) методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические сред¬ства;
2) научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом;
3) методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномо¬чий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, ро¬дителями, учениками;
4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разра¬ботка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психи-ческих новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совер-шенствование способов их деятельности.
По результатам:
1) обученный, воспитанный и образованный человек;
2) педагог с развитым научным мышлением, специалист в сфере теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов обучения, воспитания и развития человека. Профессионал, способный учитывать и совмещать теорию с приемами и современными технологиями практической работы. Иначе говоря, компетентный и творческий педагог-практик, включенный в иннова¬ционный процесс;
3) развитый и творчески работающий педагогический коллектив, добивающийся серьезных результатов в практической работе, постоянно повышающий рост своих знаний и обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе;
4) новое педагогическое знание — в виде законов, принципов, новых систем, тех¬нологий, методов, правил, форм организации процессов обучения и воспи-тания.
На самом деле педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения.
На практике можно наблюдать дифференциацию стилей общения (В. А. Кан-Калик):
• стиль увлеченности совместной деятельностью;
• стиль дружеского расположения;
• стиль общения-дистанции;
• стиль устрашения;
• стиль заигрывания.
В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения, как: кон-фликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, сопер¬ничества или защиты.
Все возможные стили общения и поведения сопутству¬ют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоциально-нравственную среду взаи¬модействия.
Педагогическая дея¬тельность есть управле¬ние деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодей¬ствия с ним.
Педагогическая деятельность есть управление деятель¬ностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодей¬ствия с ним.
От чего зависит успешность педагогической деятель¬ности в плане решения педагогических задач? Прежде все¬го, от индивидуально-личностных особенностей субъектов педагогического взаи¬модействия. Какие требования предъявляются к современному педагогу?
Ответы на различные вопросы, касающиеся профессионально-педагогической деятельности и профессии педагога, можно найти также в главе V

Резюме

Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща каждо¬му человеку независимо от образования и профессии. Воспитание — это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поколения.
Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.
Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания человека в отдельных жизненных ситуациях и обстоятельствах и профессиональ-ную деятельность педагога как специалиста в сфере образования.
В общем, педагогическую деятельность понимают как решение педагогических задач двух классов — по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого человека, обеспечивающее его развитие. Педагогическая деятельность осуществляется в процессе педагоги-ческого общения.
На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной ситу-ации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют педагоги-ческими.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое педагогическая деятельность?
2. Каковы ее структурные элементы?
3. Выделите особенности профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности.
4. Дайте характеристику основным видам педагогической деятельности.
5. Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации?
6. Приведите свои примеры педагогических проблем и педагогических задач.
7. Приведите свои примеры педагогических ситуаций.

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление