Главная страница =>педагогика=>оглавление
ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — обра-зование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, на-чальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая про-фессиональная школа, различные системы повышения квалификации и перепод-готовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элемен¬тов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодей¬ствие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для систе¬мы цели, общего положительного результата. Эта цель — обучение, воспитание и развитие личности. Мерилом дос¬тижения этой цели является результат, который в конце концов всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, со¬здания материальной базы и т. п. Отдельные составляю¬щие образовательной системы, в том числе и психологи-ческая служба как подсистема, могут иметь свои специ¬фические цели, но и они — лишь конкретизация и трансформация общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т. д.). Можно сказать, что все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но и главная их особенность — взаимосодействие, на¬правленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.
«Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая».
В. А. Сухомлинский
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в каче-стве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «раз¬витие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам 1) интеллектуального развития и 2) личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты, в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном со¬знании учительства.
Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:
1) развитие интеллекта;
2) развитие эмоциональной сферы;
3) развитие устойчивости к стрессорам;
4) развитие уверенности в себе и приятие себя;
5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других;
6) развитие самостоятельности, автономности;
7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.
В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мо-тивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педаго-гикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.
Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего суще-ствования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включе-ны в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людь¬ми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы раз¬ные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становит¬ся частью нас самих. В определенной мере процесс социа¬лизации отражает поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Будучи частью социума, человек приобрета-ет определенный субъективный опыт, который становит¬ся неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего актив¬ного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью лю¬дей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматри¬ваться как механическое отражение непосредственно испытанного или получен¬ного в результате наблюдения социального опыта.
Социализация — это процесс и результат усвоения и последую¬щего активного воспро¬изводства индивидом социального опыта.
Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противопо¬ложных процессов — социализации и индивидуализации.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным со-циальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали-зация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (проф-техучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объедине-ния. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социали-зация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только пра-вила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и вос-питания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зре-ния учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытыва-емый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социали-зации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.
В знаменитом романе Дж. Апдайка «Кентавр», посвященном отчасти и проблемам аме¬риканской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором по¬жилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор на¬чинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного «контрольного визита». Понятно, что школьники при этом не столько на-капливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно по¬стигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы «случайного», социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ве¬дут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет дру¬гого, болезненного и слабого.
Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспи-тание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный про-цесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в официаль-ных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет це-ленаправленный характер, а в неформальных объединениях — наоборот.
Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем про¬сто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительнос¬ти. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и со-ответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторич-ная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.
Социализация — не противоположность индивидуализации, процесс социали-зации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному пе-реживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, кото-рый выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно раз¬личным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социали¬зации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Распространенная в науках о личности парадигма «от социального к индивиду¬альному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или же рассматривает его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную персонологию, т. е. науку о лич¬ности. Нельзя не учитывать того, что человек — это прежде всего субъект соци¬ального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опы¬та индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта со¬циализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно ко¬торой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А.В. Брушлинский). Стремясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода не предполагает полного отказа от кон¬цепции развития личности в процессе социализации.
Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что никакой процесс развития не состоит только из приобрете-ний и что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобрете-ний и потерь (Пол Б. Балтс, 1994).
Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути. А значит, социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» (П. Бергер, Т. Лукман, 1995). Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставя-щего под сомнение возможность достичь совершенства. Но это не так: здесь зало-жено больше позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершенность и непол-ноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.
Резюме
Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаи-модействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем на-правлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результа-та. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы вклю-чены не просто в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи яв-ляется взаимоСОдействие, направленное на достижение целей обучения, воспи-тания и развития личности. Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельнос¬ти — это обязательно: 1) развитие интеллекта, 2) развитие эмоциональной сфе¬ры, 3) развитие устойчивости к стрессорам, 4) развитие уверенности в себе и са-мопринятия, 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других, 6) развитие самостоятельности, автономности, 7) развитие мотивации самоакту-ализации, самосовершенствования. Социализация — это процесс и результат ус-воения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опы-та. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель-ностью людей. Человек — не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект само-развития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активно-го субъекта социализации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что является конечной целью образовательной системы?
2. В чем заключается комплексный подход к задаче развития личности в образова¬тельных системах?
3. Что такое социализация?
4. В чем состоят различия между первичной и вторичной социализацией личности?
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.