Главная страница =>педагогика=>оглавление

Инновации в высшей школе



Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интен-сивно развивается международное образовательное пространство. Поэтому ми-ровое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования чело-века независимо от места его проживания и образовательного уровня. В наше вре¬мя прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понима¬ние, что современное образование должно стать международным. То есть универ¬ситетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в унивеситете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогощения его личности.
В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического университета) в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение университетов с промышленными комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий.
Как повлияли исторические традиции на развитие высшей школы в нашей стране? Согласно замыслу Петра I, университет есть центр научной, образовательной и просветительской деятельности, имеющий общекультурное значение для развития страны. В результате и в наше время в структуру университета входят различные научные центры, НИИ, научные общества и профессиональные объединения. Преподаватели университета не только создают научные школы, но и включены в широкую пропаганду достижений науки, культуры и техники через публичные лекции, семинары, конференции, средства массовой информации, радио и телевидение. Большая часть университетских преподавателей принимает участие в подготовке научно-методических пособий и написании учебников для образовательных систем разных типов. В истории России университет был связующим звеном между Академией наук и средними общеобразовательными школами. В российских университетах работают профессора, являющиеся членами Российской Академии наук, Академии образования, Академии медицинских наук и многих других общественных академий. Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают культурный и научный обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

• взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;
• преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;
• гражданственность воспитания;
• интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Каковы современные новации в системе университетского образования?
Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.
Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образо¬вания новые специальности.
Вторая тенденция — это мощное обогащение вузов современными информа-ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.
Третья тенденция — это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.
Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на само-финансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в об-новление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экс¬периментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.
Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.
В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы ново-введений.
Критерии оценки нововведений.
1. Масштаб преобразования вуза. Нововведения могут вводиться в рамках только одного факультета или направления и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ. Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессио¬нальной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций при¬обретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и эле¬менты системы.
2. Степень глубины осуществляемого преобразования. В рамках данного критерия возможно обновление по аналогии или прототипу, уже известному в ми¬ровой практике. Это касается всех элементов и звеньев высшего учебного завед¬ения — учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, органи¬зации отбора абитуриентов. Комбинаторное нововведение предполагает структур¬ное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру универ¬ситета академической гимназии как школы. Другим примером может быть создание комплекса «педагогическая гимназия — педагогический колледж — пе-дагогический университет». Радикальное изменение в системе высшего образова-ния связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дис-танционную форму обучения студентов.
3. Степень новизны по фактору времени. В рамках этого критерия нововве-дения классифицируют как «замещающие», «отменяющие», «открывающие» и рет-ровведения. В первом случае вместо устаревшего учебника, например, или техни¬ческого средства вводятся новые, более современные. Суть отмены — в прекра¬щении деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью; в этом-то и состоит новизна. «Открывающее» — это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения — это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного.
Резюме

В течение XX века в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в по-иске новых путей развития школы и вуза. В результате имеет место огромное раз¬нообразие типов школ.
В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в ко-торую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего про-фессионального и поствузовского образования.
В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный иннова¬ционный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, ли¬цеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Например: купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образова¬тельные учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комп¬лексы, национальные школы (еврейская, калмыцкая, ненецкая, финская, немец¬кая). Появились международные школы и университеты, частные школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, граждан¬ской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали пре¬имущественно университет и академия.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие типы инноваций известны в системе образования?
2. Назовите «новые школы» XX века и раскройте их отличительные особенности.
3. Каковы тенденции развития университетского образования?
4. Какие новации осуществляются в высших учебных заведениях России?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление