Главная страница =>педагогика=>оглавление

Образовательные технологии



Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.
Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

Типы организации социальных отношений в процессе обучения.

В первую очередь, типы организации социальных отношений раскрывают характер общения и способы взаимодействия, сложившиеся в процессе обучения между учителем и учениками. В педагогической традиции сформировались следующие типы социально-дидактических отношений.
Первый тип — «учитель—ученик», на протяжении столетий был ведущей дидактической моделью организации обучения. Эта модель основывалась на непосредственном контакте между учителем и учеником. «Прототипом» такого педагогического взаимодействия являются отношения между матерью и ребенком. Дидактический тип «учитель—ученик» на практике представлен различными формами и методами обучения, в которых актуализируются отношения между:
? ментором и учеником;
? домашним учителем и учеником;
? мастером и учеником в различных сферах профессионального обучения
? индивидуальным преподаванием больному ребенку, обучением в контексте восстановительно-педагогических, коррекционных и медицинских программ.
В современных условиях данная модель проявляется во множестве форм и ва¬риантов: это индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником, акты сти¬мулирования к творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных проблем и консультации. Общим для них является доминирование пар-ных педагогических взаимоотношений.
Второй тип — «преподаватель—аудитория» — это диалогическая форма обра¬щения к большому количеству людей с целью наставления, агитации, мобилиза¬ции, просвещения (в контексте политической, идеологической, религиозной, пе¬дагогической направленности). Основными формами общения с большой аудито¬рией («фронтальное общение») являются выступление, проповедь, доклад, лекция. При таком типе важную роль играет момент рациональной и «экономической» подачи материала и новой информации. Этот тип аудиторного обучения характерен для высшей школы.
Для третьего типа — «учитель—группа», характерна непосредственная ком-муникация между обучающими и группой обучаемых. При этом возможно много¬стороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации.
Четвертый тип — «учитель — средства обучения — ученик» характерен для дистантного обучения (с помощью компьютера и других технических средств), при опосредованном общении учителя с учеником.
Резюме

Дидактика (теория и практика обучения) представляет один из разделов общей педагогики. Обучение, преподавание и учение — основные категории дидактики.
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение — это организованный педаго-гом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обу-чения составляет дидактическое отношение: преподавание—учение.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащих¬ся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от осо¬бенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индивиду¬альной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитания уче¬ника, материально-технической оснащенности учебного заведения, способностей и возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач.
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориента¬ции на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образователь¬ных традиций страны или региона.
В мировой практике известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку — «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей, задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основное дидактическое отношение, которое определяет суть процесса обучения.
2. В чем особенности процессов учения и преподавания?
3. Назовите главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.
4. Назовите параметры определения уровня усвоения и качества знаний.
5. Обученность и обучаемость — это одно и то же?
6. Чем отличаются индуктивно-аналитическая и дедуктивно-синтетическая логика учебного процесса?
7. Определите предмет дидактики.
8. Сформулируйте основные закономерности обучения.
9. Приведите примеры известных в практике принципов обучения.
10. В чем суть догматического, развивающего, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и модульного обучения?
11. Какие образовательные технологии вам известны?







Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление