Главная страница =>педагогика=>оглавление

Закономерности обучения



Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
К внешним закономерностям относятся:
? социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
? воспитывающий и развивающий характер последнего;
? обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
? зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
? зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
? отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
? подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;
? задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последо¬вательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.
В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.
В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.
Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принци-пов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или пра-вил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и уче-ния, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно прин-ципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:
• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстракт-ным, в передаваемой информации;
• системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обу-чающихся;
• активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависи-мости от педагога;
• взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;
• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обу-чающимися в процессе познания и учения;
• народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, до¬стижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность выше-означенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цик-личность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усво-енных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися постав¬ленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем ха¬рактере процесса обучения.
Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обуче¬ния, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор ме¬тодов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и дея¬тельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).
Методы обучения—это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существу-ют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематиза-цию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы пе¬редачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят бесе¬ду, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практи¬ческие методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Например, К. Роджерс выделяет следующие практические методики, облегчающие процесс обучения:
1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности.
2. Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы.
3. В качестве альтернативы механическому заучиванию учебного материала предлагается проблемный метод обучения. Он осуществляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.
4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.
5. Широкое применение различных форм группового тренинга.
6. Оптимальные группы состоят из 7-10 человек.
7. Дифференциация программированного обучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.
Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
? основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (занимающий 45 минут);
? урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
? ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;
? класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);
? класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
? для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
? учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
? учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или конт¬рольной) по каждой учебной дисциплине;
? обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения:
• лекция — это основная форма передачи большого объема систематизирован¬ной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут);
• практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, рас-ширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением по-лученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза;
• в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента;
• учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоян-ный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения);
• совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе;
• курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписа¬нию учебных занятий;
• учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и ка¬никулы;
• каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам;
• обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дис-циплинам и специальности (возможна защита диплома).

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление