Главная страница =>педагогика=>оглавление

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ



Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).
«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».
М. Монтень
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание — это деятельность учителя по:

? передаче информации;
? организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
? оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
? стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
? оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен-ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи-тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа¬ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме¬ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо-собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на-выками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними крите-риями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу-чаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа-дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академи-ческая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обуче¬ния это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и вос-питания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показате-лем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необхо-дима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это теза-урус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система зна-ний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следую-щими уровнями:
? различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
? запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, систем-ность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является спо¬собность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по прин¬ципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
? степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
? темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
? уровень образованности или профессионального мастерства;
? готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление