Главная страница =>педагогика=>оглавление

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ



Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:
• адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования мно¬жества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными тра-дициями;
• ориентацию на диалог культур;
• отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.
Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и вза¬имопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспита-нию человека на протяжении всей жизни. Она означает:
• преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреж-дениями и вузом в решении воспитательных задач;
• процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
• реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта соци-альных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техни¬кой, природой, Вселенной.
Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарно¬го мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.
Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.
В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина—члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.
На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.
Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармо-ничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гим¬настике, танцах, музыке, словесных спорах.
Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен¬но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму¬щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос¬питание.
На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совер-шенствованию военного мастерства.
Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво¬бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет¬рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно¬гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос-питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не-бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).
В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти¬лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.
В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.
Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста¬дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча¬ются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).
Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспи-тания джентльмена (Дж. Локк).
Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по-слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержа-ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе-ние и игра на музыкальном инструменте.
Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль¬чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме¬ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.
Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспитание образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.
Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав-ными составляющими его системы были:
• физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;
• нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;
• трудовое воспитание;
• развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.
В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива.
Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю,
На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.
На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен был руководствоваться «законами движения коллектива», сформулированными А. С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных ли¬ний. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чув¬ство гордости.

Резюме

История развития и становления воспитательных традиций связана с определен-ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще¬ства.
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради-ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите-рия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания пока¬зывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-историче¬ских, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания чело¬века были и остаются семья, церковь, общество и государство.
Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на вос-питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что вы вкладываете в понимание поликультурного воспитания и воспитания на про¬тяжении жизни?
2. В чем особенность «системы воспитания»?
3. По каким критериям оценивается та или иная воспитательная система?
4. В чем специфика воспитательных систем, наиболее известных в мировой практике?
5. Какие идеалы человека просматриваются в этих системах как эталон воспитания?

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление