Учитель в сотрудничестве с коллегами

Профессиональная компетентность учителя по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего психологического климата в школе. В интересах детей важно объединить усилия отдельных учителей, сделать их сотрудничество явным, ибо, хотя каждый учитель взаимодействует с классом наедине, фактически его труд неявно сопряжен с трудом всех учителей школы.

Реальное педагогическое сотрудничество — это особая деятельность, требующая новых граней профессиональной компетентности. Рассмотрим, каких же умений и личностных качеств требует педагогическое сотрудничество. Это прежде всего адекватная профессиональная самооценка, устремленность на общие цели и задачи, наличие сложившейся концепции в школе (так называемые «авторские школы»); разумное распределение функций и ролей в школе с учетом способностей каждого и взаимодополнения; психологическая совместимость, дающая наилучший общий результат при раскрытии возможностей каждого; удовлетворенность всех участников за счет обеспечения психологической безопасности, демократический стиль взаимодействия; гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся; понимание всеми учителями эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной; умение считаться с другими точками зрения, например, в ходе педагогического консилиума; отсутствие категоричности и терпимость к индивидуальности других учителей; учет возрастных особенностей разных учителей.

Профессиональные возможности учителя по-разному проявляются в зависимости от состояния окружающего школу пространства. Важно не создавать перенасыщенную или, напротив, монотонную среду, перенаселенное пространство, излишние шумы; каждый учитель должен иметь личное пространство, что обеспечит ему отдых и настрой на следующий урок, учитывать особенности пространственного расположения в ходе дискуссии (например, сидение напротив друг друга за большим столом больше располагает к обсуждению, чем ситуация, когда учителя сидят рядом друг с другом за партой).

99

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе) .