Приемы изучения обученности и воспитанности школьников

Состояние обученности и обучаемости школьников может быть выявлено наиболее надежным образом в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Первый путь — это диагностически построенный устный опрос учеников, когда учитель не торопится выставить отметку за ответ ученика, а пытается дополнительными вопросами и заданиями прощупать причины неполного усвоения. Другой путь — специально подобранные письменные контрольные работы, в которых надо предусмотреть задания на все виды знаний, их уровни, качество, состояние учебной деятельности. Но разработка контрольных работ, фиксирующих изменения в психическом развитии учащихся, их обученности и обучаемости, — дело, требующее больших психологических знаний и опыта работы в школе. Таким образом, для учителя вполне доступны и информативны именно портативные модели психологических диагностических приемов, включенные в реальный ход учебно-воспитательного процесса.

Состояние обученности может выявляться также с помощью тестов, где ответы ученика сравниваются с некоторыми нормами. Например, используются короткие задания (предметные тесты), на которые учащиеся должны реагировать составлением ответа (что часто представляет собой заполнение пробелов), выбором правильного ответа, объединением подходящих элементов, суждением о правильности предъявленных ответов (И. Унт).

Обучаемость школьников лучше всего выявляется в индивидуальном формирующем эксперименте, например, в форме

145

дополнительных индивидуальных занятий с дозированной помощью взрослого (общее подбадривание, наводящие вопросы о причинах затруднений, показ ученику начала действия, показ всего действия). Учитель предлагает учащимся задание, несколько превышающее их возможности, и, предъявляя последовательно систему подсказок, устанавливает уровень обучаемости школьников.

Воспитанность школьников изучается в ходе длительного наблюдения за повторяющимися поступками учащихся на основе фиксации их в дневниках наблюдений, сопоставления мнений нескольких экспертов в педагогическом консилиуме. Реально воспитуемость выявляется постановкой учащихся в ситуации нравственного выбора, необходимости сопоставления школьниками нескольких мотивов и принятия решения. Кроме того, могут применяться опросники-задания, где учащиеся не столько решают проблемы, сколько сообщают нечто о себе, а также проективные методы, где даются малоструктурированные задачи и ученикам предлагается самостоятельно сформулировать решение или ответ.

Результаты изучения учеников оформляются в дневниках, записях. Наряду с этим могут использоваться приемы экспресс-диагностики обученности и воспитанности школьников, облегчающие учителю сопоставление характеристик, поскольку предполагают применение готовых бланков, на которых педагог может быстро сделать свои пометки на основе предыдущих наблюдений. Ниже предлагаются разработанные нами бланки для подобной экспресс-диагностики (бланки 13 и 14).

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе) .