Личность учителя

Личность образует третий блок профессиональной компетентности учителя. Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

Рассмотрим этот блок профессиональной компетентности по тому же плану: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества личности учителя.

Изложение профессиональных знаний о личности начнем с ее структуры. Структура личности учителя включает:

мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);

интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

В целом в направленности учителя могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленности.

Педагогическая направленность-это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учите-

41

лем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Правда, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому учителя иногда узнают сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.

К свойствам личности учителя относят ее способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого (21-24).

Можно выделить две большие группы педагогических способностей:

перцептивно-рефлексивные (перцепция-восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;

проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является "ядерной", малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.

В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.

Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные; компенсируемые и некомпенсируемые.

Другим свойством личности учителя является его ха-

42

рактер - система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один учитель - покладистый и малоинициативный, другой - импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности он может меняться.

Психологи выявили, что способы эмоционального реагирования учителя (судя по его речевым реакциям) могут быть:

по содержанию - оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);

по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности - конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

по характеру активности - наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому, поддерживание другого), рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

по функции - мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство);

а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).

Оптимальные конструктивные реакции учителя чаще содержали мобилизующие и наступательные признаки, были защитными по содержанию и успокаивающими по функции, сопровождались анализом ситуации, намечали пути решения проблемы. Деструктивные реакции учителя включали оценочные суждения, сопровождались уступающими и провоцирующими реакциями, самоустранением учителя от решения проблем (32).

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние - это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени.

В работе учителя могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности. Функциональные состояния могут быть комфортными (или

43

оптимальными, рабочими), для которых характерно оптимальное соотношение напряженности и работоспособности (рабочее состояние начинается со стадии врабатываемости, достигает затем стадии стабильности и стадии порыва), и дискомфортными, выражающимися в понижении работоспособности, повышении утомляемости, тревожности, ошибках.

Анализ личности учителя следует, на наш взгляд, начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде. Способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Способности чаще проявляются и развиваются у тех, у кого есть личностная направленность на соответствующий труд.

Перейдем к рассмотрению интегральных характеристик личности, объединяющих в себе многообразные ее свойства.

К ним прежде всего относится профессиональное педагогическое самосознание учителя, т. е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие.

1. Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Здесь складываются основы профессионального мировоззрения. Если учитель не осведомлен о том, каким должен быть учитель, как ему желательно строить свои отношения с окружающими, то ему трудно оценить и себя. На основе общей образованности складывается профессиональное кредо учителя, его личная концепция учительского труда, из которого он исходит в следующем профессиональном поведении.

2. Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии.

3. Учет оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.

4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон. В нем психологи (В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин и др.) выделяют несколько оснований:

а) понимание и осознавание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности (когнитивный аспект);

б) эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей самого себя (эмоциональный аспект). Здесь закладывается "концепция" учителя. Постепенно у учителя на основе представлений о себе в отдельных педагогических ситуациях, на основе мнений учеников и коллег складывается

44

устойчивая Я-концепция, придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различаются: оценка учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная), оценка со стороны других (рефлексивная самооценка).

Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная - выше актуальной, то это говорит о росте профессионального самосознания. Оптимальной структурой самооценки учителя является такая, в которой существуют минимальные различия между актуальной и рефлексивной самооценкой и максимальные различия между ретроспективной и актуальной, между актуальной и идеальной самооценками;

в) способность к действиям на основе самосознания (поведенческий аспект), свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки (18).

5. Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции. У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции учеников (Р. Бернс, 5). Чувствуя себя спокойно и уверенно, учитель благожелателен и ровен к ученикам. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не разрушают общей положительной самооценки. И напротив, учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты.

Исследования последних лет (Л.М. Митина, 33) показали, что у учителей в ряде случаев наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточения усилий на защите своего Я, предъявление повышенных требований к окружающим. Поэтому стимулирование учителем позитивных мыслей о себе, о возможности роста, укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в учительской профессии, стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему развитию, упрочение в связи с этим самоуважения и достоинства - все это важные черты позитивной Я-концепции учителя как интегральной характеристики его личности. Позитивная Я-концепция придает учителю устойчивость в условиях

45

все расширяющейся оценки его извне (присвоение категории, выбор учителей на конкурсной основе). Первичная Я-концепция и оценка себя как профессионала складывается у учителя в первые несколько лет работы, затем шлифуется и даже может пересматриваться.

Следующей интегральной характеристикой личности учителя является индивидуальный стиль его деятельности и общения. Индивидуальный стиль - характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частные особенности, такие, например, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом.

Учитель имеет право на реализацию своего индивидуального почерка в работе, при этом главным аргументом в пользу его индивидуальной манеры будет умственное и личностное развитие его учеников. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, учитель меньше напрягается и устает.

Описаны различные стили работы учителя. В проведенном совместно с нами исследовании А.Я. Никоновой выделено четыре стиля, в том числе два крайних: рассуждающе-методичный и эмоционально-импровизационный.

Для учителя первого стиля характерно четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель тяготеет к определенности в планировании урока, уделяет много внимания повторению и закреплению, не упускает средних и слабых учеников, работает в невысоком темпе и со всеми учениками, обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Профессиональная самооценка чаще невысокая.

Учитель эмоционально-импровизационного стиля не стремится к четкому планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с "яркими" учениками и поощряет их, увлекается самим процессом работы, проводя ее в быстром темпе, использует импровизацию, ориентирует учащихся на поиск нового но не всегда обеспечивает прочное усвоение знании и навыков школьников. Профессиональная самооценка обычно завышена.

Таким образом, каждый из стилей имеет как свои достоинства, так и недостатки (приемы определения и развития учителем своего стиля мы покажем дальше). Школе нужны учителя обоих стилей.

46

Поскольку индивидуальный стиль определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться.

Индивидуальность учителя обеспечивает ему авторитет в глазах учеников - особую профессиональную позицию, означающую специфическое влияние на учащихся, право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Сама по себе должность учителя создает лишь условия для авторитета, но автоматически его не обеспечивает. Подлинный авторитет опирается на характеристики учителя как субъекта деятельности и общения и на особенности его личности, которые мы обсудили выше: демократический стиль сотрудничества с учащимися, эмпатия, способность к открытому общению, позитивная Я-концепция учителя, его стремление к внутреннему росту. В то же время следует избегать ложного авторитета, который возникает, если учитель использует в общении несвойственные ему роли и даже маски.

Перейдем к обсуждению еще одной интегральной характеристики личности учителя - его творческого потенциала.

Если считать вариативность способов решения педагогических задач одним из проявлений творчества, то его осуществляет каждый учитель, ежедневно входя в класс. Иными словами, неадекватность типовых приемов педагогической деятельности бесконечно многообразным педагогическим ситуациям объективно стимулирует учителя к творчеству.

Обратимся к психологическому пониманию сущности творчества. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Выделяют разные звенья, стадии, фазы творческого процесса. Назовем некоторые из них: потребность в новой идее, выделение проблемы, отказ от первого, как бы напрашивающегося решения ради поиска каких-то других путей; переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждение, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений; свободные умозрительные рассуждения; после постановки проблемы занятие новой, возможно, произвольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой; поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных; многократ-

47

ные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно; кристаллизация решения.

В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. Учителю они могут понадобиться в ходе его самоанализа. Приведем некоторые из них: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суждений, деления на белое и черное; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний), а также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасыванию несущественного. Некоторые ученые (В.В. Давыдов) к признакам творчества относят способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.

Условия творчества учителя раскрыты рядом авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик). Они указывают на временную спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества учителя с творчеством учащихся и других учителей; отсроченность результата и необходимость его прогнозировать; атмосферу публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Виды творчества учителя можно связать с указанными выше блоками профессиональной компетентности. В педагогической деятельности это будет диагностическое и методическое творчество (поиск я нахождение новых способов изучения учащихся, применение и создание новых диагностических приемов; новые сочетания методов обучения). В педагогическом общении - это коммуникативное творчество (поиск и

48

нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.). В сфере личности - это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Говоря об учителе, что он работает творчески, целесообразно определить и уровень этого творчества. Приведем ряд данных психологов об уровнях педагогического творчества, мастерства.

Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества - это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует "по методичке", по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень - это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень - эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самки высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса. Выделяют уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический уровень, личностно самостоятельный (15).

Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Живой интерес вызывает в школе обсуждение вопроса о соотношении мастерства и творчества в труде учителя.

Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Слова "передовой педагогический опыт" часто употребляя-

49

ются в разных смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство учителя, хороший педагогический результат. При этом опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но является хорошим образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое учителем-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он прокладывает новые пути в школьной практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь (49).

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, учитель-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику школ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество тесно связаны, но не тождественны.

Здесь возможны разные их отношения, например, и такие: устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого учителя).

Дополнительные различия в вопросе об уровнях творчества проводят и другие ученые: новаторство в педагогике связано с открытиями, их авторы утверждают идеи, способные преобразовать педагогическую действительность. Более многочисленный отряд творчески работающих учителей - это своего рода изобретатели, они разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем. Еще более массовое движение - педагогическое рационализаторство, которое воплощается в усовершенствованиях, связано с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения (13).

Учитель никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Описаны следующие варианты сотворчества учителя с учащимися: учитель не соотносит свой

50

творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог-"премьер"); учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог-"дирижер"); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог-"зеркало"); учитель создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог-"режиссер") (15).

Однако возможно и иное "разграничение" уровней совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Первый из них можно условно назвать "имитационно-творческим": учащиеся вместе с педагогом ищут ответы на вопросы, на которые наука и практика уже дали ответы; при этом ученик в своей деятельности в какой-то степени воспроизводит историческую логику развития научного познания, открывает ее для себя; творческий характер деятельности обеспечивается здесь заданиями проблемного типа, что предполагает выдвижение гипотез, составление проектов, прогнозирование результата. На уровень подлинного творческого поиска школьник поднимается, когда ни ученик, ни учитель не знают ответа на поставленный вопрос (13).

Мы постарались привести разные точки зрения на мастерство и творчество учителя, чтобы создать у читателя возможно более полное представление об этом и пригласить его к самостоятельному размышлению и собственным выводам.

Изложим собственную точку зрения на соотношение мастерства, творчества и новаторства в труде учителя.

Педагогическое мастерство - это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство - это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.

Мастерство означает хорошее знание учителем своего учебного предмета, достижение стабильных высоких результатов в обученности, главным образом в знаниях учащихся. Каждый учитель при желании и настойчивости может стать мастером своего дела. Мастерство учителя прямо не связано со стажем его работы в школе.

Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

1. Творчество в широком понимании - открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель их открывает

51

для себя). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый учитель в своей работе.

2. Творчество в более узком понимании - открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых оригинальных отдельных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт.

Новаторство - это особый тип мышления, включающего прежде всего способы обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным решением и возвращением его в педагогическую практику. Новаторство - это и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная и конструктивная Я-концепция, умение защитить свои идеи, доказать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская концепция. Новаторство - это вклад и в науку, и в опыт. На этот уровень творчества поднимается не каждый учитель, хотя в принципе этот уровень творчества также не закрыт для каждого учителя. Вместе с тем этот путь обычно требует всей жизни человека.

Анализ педагогического новаторства требует умения оценить новизну педагогической идеи. В.М. Полонским определены градации новизны: построение известного в другом виде, т.е. фактическое отсутствие нового (формальная новизна); повторение известного с несущественными изменениями; уточнение, конкретизация уже известного; дополнение уже известного существенными элементами; создание качественно нового объекта или способа.

Как уже отмечалось выше, последовательность достижения в опыте учителя мастерства и новаторства не является обязательной для всех. Хотя наиболее распространенным является путь через опыт к мастерству и затем к творчеству, но наблюдаются творческие находки и у начинающих учителей, еще не достигших уровня мастерства.

Рассмотрим в заключение, какие конкретные умения необходимы для самовыражения и саморазвития личности учителя.

Шестая группа умений. Это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, могущего протии-

52

востоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; умения реализации и развития своих педагогических способностей, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий (умения воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); умения управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; умения воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); умение осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа умений. Это умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, вычерпывать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Реализация личностных качеств и свойств формирует такие аспекты профессиональной позиции, как учитель-гражданин, учитель-оптимист, учитель-индивидуальность, учитель - мастер, творец, новатор.

Рассмотрим, какие психологические качества профессиональной компетентности связаны с перечисленными личностными умениями.

Это развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке труда учителя, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к овладению высокими образцами труда и педагогическим мастерством; мотивация и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е. реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве.

Мы специально уделили столько внимания личности учителя для того, чтобы подчеркнуть значимость в его труде не столько методов и приемов, сколько внутренних ценностей, смыслов, позиций, которые освещают труд учителя, делают общение с ним значимым и развивающим для учеников.

Остановимся на вопросе о принципиальной возможности обучения учителя творчеству.

53

Б л а н к 3

Психологическая карта зрелости личности учителя (Л)

III. «Блок» профессиональной компетентности — личность учителяКонкретные педагогические уменияПрофессиональные психологические позицииПсихологические качестваСтепень сформированности особенностей, названных в графах 2, 3, 4
ОсновныеПроизводныеОсновныеПроизводныеОсновныеПроизводныеВладеет в совершенствеВладеет в общем видеНе владеет
6-я группа умений
1. Направленность, мотивационная сфера личностиУмение осознавать профессионально-педагогическую направленностьУмение придавать ей устойчивостьГражданинМотивация на развитие личности ученикаДругие виды направленности, устойчивость пед. направленности
2. Свойства личности: — педагогические способности — характер, темперамент, психические состояния — отдельные психические процессы (воля, речь и др.) — черты личностиУмение развивать человековедческие компоненты способностейЧелове-коведПерцептивно-рефлексивные способности, эмпатияКонструк-тивно-про-ектировоч-ные способности

Продолжение

Психологическая карта зрелости личности учителя .(Л)

III. «Блок» профессиональной компетентности — личность учителяКонкретные педагогические уменияПрофессиональные психологические позицииПсихологические качестваСтепень сформированности особенностей, названных в графах 2, 3, 4
ОсновныеПроизводныеОсновныеПроизводныеОсновныеПроизводныеВладеет в совершенствевладеет в общем видеНе владеет
7-я группа умений
3. Интегральные психологические характеристики личности:Умение осознанно определять перспективу своего профессионального роста, умение осознавать и развивать инд. стильОптимистЦелостное педагогическое самосознание (позитивная Я-концеп-ция) , новаторствоСтремление повышать свою квалификацию, эмоциональная удовлетворенность
— педагогическое самосознаниеИндивидуальность
— индивидуальный стиль — креативностьНоваторМастер, Творец

Н. Роджерс отмечает, что важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением. Основные условия, необходимые для стимуляции креативности, - психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

Вместе с тем замечено, что большую творческую активность обнаруживают учителя с широким запасом профессиональных знаний и умений, с более высоким уровнем мастерства.

Наряду с этим целесообразно самоформирование учителем таких приемов, как самоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, укрепление гуманистической позиции (интереса к другому человеку), овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, систематический выход в учебно-воспитательном процессе в рефлексивную позицию, перевод запросов практики на язык науки, решение педагогических задач с неопределенным ответом, тренировка себя на переключение позиций, ролей и т.д.

Иными словами, творчеству учителя может способствовать создание благоприятной обстановки в школе и развитие у себя мотивации к творчеству и приемов, "техник" творчества.

Литература

1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1989.

2. Ананьев Б, Г. Человек как предмет познания / / Избр. психол. труды. - М., 1980. - Т. 1.

3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.

4. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя/ /Советская педагогика. - 1987. - № 2.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

6. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя/ / Советская педагогика. - 1989. - №8.

7. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности/ / Вестник МГУ: Психология. - 1981. - № 2.

8. Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике// Советская педагогика. - 1989. - № 12.

9. Вершловский С. Г. Учитель о себе и профессии. - Л., 1988.

10. Вяткина 3. И. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя. - Пермь, 1979.

56

11. Додонов Б. И. О системе «личность»// Вопросы психологии. — 1985. — № 5.

12. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986.

13. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя// Советская педагогика. — 1989. — № 1.

14. Кагальянц А. И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности / / Вопросы психологии. — 1986. — № 2.

15. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

16. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976.

17. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности.— Казань, 1969.

18. Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дисс. — Л., 1980.

19. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978.

20. Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. — М., 1989.

21. Кузьмина Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / / Вопросы психологии. — 1984. — № 1.

22. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.—Л., 1967.

23. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.—Л., 1985.

24. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей.—Л., 1969.

25. Кулюткин Ю. Н. Творческие мышления в профессиональной деятельности учителя / / Вопросы психологии. — 1986. — № 2.

26. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990.

27. Лапин Н. И., Сазонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях / / Психологический журнал. — 1985. — № 4.

28. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1992.

29. Лузина Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. — Ташкент, 1986.

30. Матейко А. Условия творческого труда. — М., 1970.

31. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

32. Мильруд Р. П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя/ / Вопросы психологии.— 1987.— № 6.

33. Митина Л. М. Формирование профессионального са-

57

мосознания учителя / / Вопросы психологии. — 1990. — № 3.

34. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

35. Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Авто-реф. канд. дисс. — М., 1986.

36. Петрова Н. И, Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань, 1982.

37. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И. А. Зязюна. — М., 1990.

38. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований / / Советская педагогика. — 1989. — № 11.

39. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.

40. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. — Казань, 1989.

41. Поташник М. М. В поисках оптимального варианта. — М., 1987.

42. Профессиональная деятельность молодого учителя/Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. — М., 1982.

43. Прохоров А. О. Психические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии. — 1989. — № 6.

44. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: Круглый стол / / Вопросы психологии. — 1987. — № 6.

45. Раченко И. П. Педагогическое творчество учителей / / Народное образование. — 1985. — № 7.

46. Резвицкий И. М. Философские основы теории индивидуальности.— Л., 1973.

47. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. — М., 1990.

48. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 1.

49. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.

50. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976.

51. Сластенин В. А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. — 1990. — № 7.

52. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации/ Под ред. Т. Г. Браже, А. Я. Марона. — М., 1982.

53. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

58

54. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

55. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства // Советская педагогика. — 1990. — № 11.

56. Творческая направленность деятельности педагога/ Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л., 1978.

57. Философская культура учителя/ Под ред. А. Г. Борисова.— Саратов, 1985.

58. Шадриков В. Д. Инициатива и творчество учителей— решающая сила реформы// Народное образование. — 1987. — № 4.

59. Шакуров Р. X. Творческий рост педагога. — М., 1985.

60. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. — Л., 1967.

61. Юсупов И. М. Профессиональное самосознание педагога/ / Советская педагогика. — 1989. — № 12.

62. Эдвард де Боне. Рождение новой идеи. — М., 1976.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе) .