Главная страница =>педагогика=>оглавление

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов 5.1. Причины отсева студентов



Данные об отсеве студентов свидетельствуют, что в среднем по стране на последнем курсе учатся около 70% молодых людей, зачисленных на I курс.

Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими специальности. Слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной мотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значимыми факторами формирования положительного отношения к профессии являются ее общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям студентов. К факторам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся низкий заработок, длительность рабочего дня, возможность физического и нервного переутомления. Дополнительными негативными сторонами профессий, приобретаемых на технических факультетах, являются необходимость работы с людьми, отсутствие возможностей для творческой и научной работы.

Профессиональная направленность как интегральная характеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияния на уровень учебной мотивации студентов. Если профессиональная направленность представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к различным аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели.

Все мотивы были объединены в четыре группы - профессиональные, познавательные, социальной идентификации и утилитарные. Примером профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным специалистом. Образцом познавательных - желание получать интеллектуальное удовлетворение от процесса обучения. Примером мотивов социальной идентификации является стремление студентов к хорошей учебе ради достижения социального одобрения или избежания осуждения со стороны преподавателей, родителей, друзей, однокурсников; утилитарных - желание получить стипендию, место в общежитии. По интенсивности влияния на учебную работу студентов на первом месте стоят профессиональные мотивы, на втором - познавательные, затем идут утилитарные и мотивы социальной идентификации.

"Семейные обстоятельства" - третья по значимости причина отсева, по которой отчисляются 7,7% студентов. Под семейными обстоятельствами имеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом в другой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более полно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишь охарактеризовав основные трудности семейных студентов.

Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20-21 год. После этого возраста увеличение числа семейных студентов идет по нарастающей кривой. Среди опрошенных студентов в возрасте до 18 лет женаты и замужем только 1,9%, в 19-20 лет - 3,1%, в 20-21 год -уже 16,2%, в 22-23 года -27,5%, в 24- 25 лет - 40,8%. Аналогична и динамика возрастания количества семейных студентов по курсам обучения: основная масса студентов вступает в брак в период с III по V курс. Описанное положение одинаково характерно для студентов гуманитарной, естественной и технической специализации. Многие семейные студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много разного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности, отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требует мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск. В ходе исследования выяснилось, что только 29,4% опрошенных молодых матерей полностью удается сочетать обязанности матери и студентки, 60,7% это "удается с трудом", 7,8% откровенно признались, что сочетать эти обязанности им "практически не удается". Выяснились довольно любопытные суждения студенток относительно обязанностей матери и специалиста. Большинство (80,4%) высказали мнение, что следует совмещать обязанности матери, жены и специалиста, 17,6% отметили, что "для женщины главное - рождение и воспитание детей. Профессиональная деятельность важна, но носит подчиненный характер". А 1,9% заявили: "Нельзя мириться с перспективами профессионального ограничения во имя детей. Главное - это профессиональная деятельность, а потом уже ребенок!"

Проблемы перед матерями стоят самые разные: 1) успешное продолжение учебы; 2) материально-бытовое положение; 3) отношения в семье между мужем и женой, а также с их родителями и родственниками; 4) отношение к студентам, имеющим детей, со стороны руководства вуза и факультета. Эти и другие проблемы могут создавать ситуации, при которых дальнейшая учеба оказывается невозможной. На пороге таких ситуаций постоянно находится каждая пятая студентка, имеющая ребенка; 21,6% опрошенных прямо указали, что не могут успешно сочетать обязанности матери и студентки и подумывают об уходе из вуза.

В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебной дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 4,6%. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты и т.д.

В студенческой среде складываются вполне определенные установки в отношении посещения занятий, которые в самом общем виде выглядят следующим образом (%):


Пятая причина отсева: отчисление студентов за правонарушения.

Среди нарушителей общественного порядка и совершивших другие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3 преобладают студенты I и II курса.


Активно употребляющих алкогольные напитки несколько больше среди студентов технических специальностей - 39,3%, 31,8 - среди гуманитариев, 29,0% - среди естественников.

Частота употребления алкогольных напитков тесно связана также с нравственными установками и принципами. Так, на отсутствие целей и идеалов указали около 15% студентов, изредка употребляющих алкогольные напитки, и 33,3% - активно употребляющих. Больше половины активно употребляющих алкогольные напитки сосредоточивается в тех учебных группах, которые характеризуются крайне слабыми внутригрупповыми связями: 45,0% - в группах, в которых есть 2 или 3 тесные микрогруппы, контакты между которыми затруднены, а часть людей держится особняком; 12,2% - в группах, где нет сплоченного ядра и все студенты держатся особняком. Это значит, что возможности внутригруппового контроля за поведением таких студентов крайне незначительны, и когда возникает ситуация, способствующая совершению правонарушения, их практически некому сдержать.

Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление