Главная страница =>педагогика=>оглавление

8. Отрасли педагогической науки


Педагогика выделилась в самостоятельную науку в XVII в., ее основоположник Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» определил основные задачи этой науки, важнейшие принципы и методы обучения и воспитания детей. В дальнейшем в педагогике стали выделяться в самостоятельные научные дисциплины такие, как теория обучения (дидактика), теория воспитания, история педагогики, методики преподавания отдельных дисциплин. В XX в. в самостоятельные науки оформились дошкольная и школьная педагогики, профессионально-техническая педагогика и педагогика высшей школы. Можно говорить и о таких направлениях, как педагогика взрослых, исправительно-трудовая педагогика, военная педагогика и некоторые другие.
Есть некоторые специфические области педагогических исследований, о которых следует сказать особо. Речь идет о теории обучения и воспитания детей, лишенных какого-либо органа чувств, с нарушениями в умственной (мыслительной) деятельности. Изучением закономерностей и возможностей воспи-

тания таких детей занимаются: сурдопедагогика - наука о воспитании глухих и слабослышащих, тифлопедагогика - наука о воспитании слепых, олигофренопедагогика - наука о воспитании детей с нарушениями в умственном развитии. Отдельные педагогические дисциплины, обретя определенную самостоятельность, автономность, образуют систему педагогических дисциплин. Наглядно она представлена на схеме (с. 23), где также показана связь педагогики с другими науками.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление