Главная страница =>педагогика=>оглавление

Глава XII ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



Знание средств и методов воспитания обеспечивает, казалось бы, успех в осуществлении педагогического процесса. Ведь в любом деле для достижения успеха необходимы средства и знания методов их использования. Например, для того, чтобы связать варежки, нужны пряжа (объект), вязальные спицы (средство) и умение вязать (метод).
Однако при промышленном производстве изделий этих компонентов (вместе с четвертым - исполнителем - специалистом) явно недостаточно: наличие высококачественной пряжи и искусство одного работника, оснащенного необходимыми средствами, не обеспечивает должного результата - удовлетворения потребности населения (рынка) в качественной продукции. Почему? Чего же еще не хватает?
Необходима еще организация взаимосвязанной деятельности нескольких (многих) работников в условиях разделения труда для обеспечения высокой его производительности. Это объединение принимает определенную форму - цеха, например.
В воспитании результаты еще в большей степени зависят от формы организации процесса. В современных условиях (и уже давно) педагогический процесс полностью ориентирован на «промышленное производство» образованных соответствующим образом воспитанных людей в соответствии с так называемым государственным стандартом образования. А кроме того, что еще более важно, в каждый отдельный момент педагогического процесса (т. е. при решении отдельной воспитательной задачи) осуществляется влияние на личность не в одном каком-то направлении, а во многих: например, просвещение, формирование ценностных ориентации, развитие в интеллектуальном, нравственном и других отношениях. Да еще при активном участии самой личности в этом процессе. Так что здесь и отдельную «варежку» связать труднее исключительно через использование средств и методов, минуя форму, которая выражается не столько в объединении мно-

гих исполнителей, сколько в рациональном сочетании нескольких средств и методов.
Таким образом, в педагогическом процессе мы имеем и необходимость одновременной работы со многими неодинаковыми объектами, и одновременное «изготовление» из них совершенно разнообразных «изделий». Это позволяет утверждать, что в воспитании успешное продвижение к цели невозможно через использование напрямую средств и методов, минуя форму организации этого процесса.
Поликомпонентность, многонаправленность педагогической задачи, обусловленная целостностью личности, которую невозможно воспитывать по частям, делает проблему формы организации педагогического процесса еще более актуальной, чем в отношении любого другого процесса, осуществляемого человеком.
Каковы же эти формы, выработанные опытом многих поколений воспитателей и созданные скрупулезным трудом ученых? Познакомимся хотя бы с основными их разновидностями.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление