Главная страница =>педагогика=>оглавление
Серьезный интеллектуальный труд, обеспечивающий осмысление отношений между людьми, неизбежно приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и о других людях. Но еще до этого, до формулирования такого вывода на основе умозаключений ребенок, развивающийся в условиях доброжелательной требовательности, проявляет заботу о близких. Он делится частью ценного для него, прилагает некоторые усилия для того, чтобы любимому человеку было лучше.
Однако же точнее будет сказать, что ребенок до 3-4 лет способен приложить усилия, но сам без внешнего побуждения сделать этого еще не может. Зато сопереживать, эмоционально поддержать радость и попытаться развеять грусть близкого ему человека и полуторагодовалый, а тем более двух-трехлетний ребенок может. Труд души, нравственное усилие возвышают ребенка в его отношениях с окружающими не в меньшей мере, чем интеллектуальные победы в открытии новых знаний: нравственное усилие над собой, победа над своим желанием ради удобства, удовольствия, радости другого выводят ребенка на новый для него уровень отношений с людьми и отношения к себе самому. Этот новый уровень фиксируется и характеризуется иным, добрым отношением взрослых, которое стимулирует деятельность ребенка в этом направлении. Не получающие же такого стимула привыкают жить только для себя, не зная о возможности и необходимости заботы о других. Естественная расположенность ребенка к тому, чтобы вызвать у других чувства удовольствия, радости, не развиваемая в эмоциональных реакциях,
добрых действиях и самоограничениях, не выразится в дальнейшем в подлинно гуманном отношении даже к близким. Не привыкший к душевному труду, скорее всего, окажется неспособным к нему.
Что же это за труд - душевный? Как его можно охарактеризовать? Известный писатель Ф.А.Абрамов писал о нем так: «Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку - судом собственной совести» (Слово в ядерный век. - М., 1987.-С. 268-269).
Учитель Е.Н.Ильин дополняет характеристику душевного труда следующими рассуждениями: «К известной формуле Макаренко «воспитывать деятельностью» добавляю - духовной (!), т.е. одухотворенным интересом к человеку, ко всем граням его внешней и внутренней жизни... Духовность изначально - наш человечий (!) интерес друг к другу, к людям. Всегдашняя готовность услужить - бесплатно, ни за что... Любой ценой - хорошее! Даже если не просят... Здесь вырастаем мы в себя, хороших - из того хорошего, что несем людям»1.
Важное место в воспитательной системе отводилось душевному труду в кадетских корпусах дореволюционной России. В официальных документах, определявших методику воспитания кадетов, наставникам предписывалось привлекать их к участию в благотворительной деятельности, к оказанию помощи сирым и убогим. Например, согласно «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» от 1886 г., выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. Можно сослаться и на опыт вальдорфских школ, в которых воспитывается благоговейное отношение к человеку и природе, и на воспитание в скаутских организациях, где каждый день должен быть отмечен каким-либо полезным делом для других. Немалый опыт в этом отношении был накоплен и пионерской организацией в нашей стране с ее практикой индивидуального и коллективного шефства, тимуровской работы. К сожалению, этот опыт утрачивается. Обеспокоенные больше приращением учениками знаний, учителя и воспитатели забывают, что прямой связи между знаниями и душевностью не существует. В этом отношении прав был Д.Голсуорси, утверждая,
1ИльинЕ.Н. Путь к ученику. - М., 1988.-С. 154, 161.
что «для душевного богатства вовсе не нужно денег и даже большого ума».
Из советских ученых-педагогов наиболее пристальное внимание уделил этому виду труда В.А.Сухомлинский. В статье «Труд души» он писал: «Труд души - это значит страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий - они благородны. ...Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя»1.
Показательно, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и сострадании, но и в протесте, презрении, несогласии: «Бывает и так, что труд души выражается в обиде, огорчении, даже страдании... От того, как приходится в детстве, отрочестве, на заре юности - легко и безоблачно, беструдно и безбедно или же невыносимо трудно - в решающей мере зависит, кто получится - несгибаемая личность... или же безликое ... существо»2. Поэтому очень важно, чтобы у детей постоянно были объекты заботы, чтобы в их окружении были и хрупкие, изящные, беззащитные предметы и существа, нуждающиеся в повседневном уходе и защите: «Если в школе... все крепкое и железобетонное -какой уж тут труд души! ... Уберечь эту хрупкую красоту от прикосновений и тем более от повреждений - поверьте, это труднее, чем построить школьную мастерскую, чем совершить стокилометровый велопробег»3.
В условиях развития рыночных отношений важность воспитательной деятельности в этом направлении значительно возрастает.
Труду души немалое внимание уделял В.В.Зеньковский - известный педагог российского зарубежья (1881-1962). Он утверждал, что роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Этот путь бесконечен, поэтому воспитание не может дать ничего законченного. Оно лишь открывает путь и учит идти им. Безостановочно движение по пути к совершенству. И главные путеводители на этом пути - моральные чувства: стыд, любовь к другим людям, работа совести. Они как три окна, через которые в
1 СухомлинскийВ.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. -Т.З.-С. 474, 475.
2 Там же.
3 Там же.
душу льется моральный опыт. Благодаря этому «перед нами выступают три объекта моральной оценки, три сферы нашей моральной активности: наша личность, другие люди, культура как продукт нашей совместной деятельности»1. Продуктом же здоровой моральной жизни является чувство долга, обратное значение которого для моральной жизни невозможно переоценить.
Особое значение в становлении формирующейся личности принадлежит этой внутренней работе над собой в пору отрочества - в пору «психического половодья»: «Как во время весеннего половодья очень важно охранять мосты и плотины, давая вовремя выход массам скопившейся воды, так в пору психического половодья особое значение приобретает отвлечение рвущихся наружу сил по путям здорового и продуктивного творчества»2. И вся сила воспитательного воздействия в этот период должна быть сосредоточена совсем не на интеллекте, а на регуляции сложнейших движений в эмоциональной сфере.
Наиболее трудный вопрос этого периода - это вопрос пола, полового развития и созревания. Однако важно понимать, что пол не исчерпывается половой жизнью. Кроме этого есть еще жизнь пола, глубина пола, заключающие в себе творческий огонь. Даже в аскетической жизни есть отражение святыни пола, и сама аскетика - это борьба за пол, обеспечивающая победу над его эмпирией. Путь укрепления подростков в одолении ими искушения пола как раз и состоит наряду (одновременно, синхронно) с развитием моральных чувств, морального сознания и моральной активности в открытии исхода жизненной энергии в других направлениях.
Этими направлениями являются: 1) развитие ритма через использование музыки, танца; в ритме - и сила психологического выравнивания, и духовно-организационная сила; 2) гармонизация внутреннего мира, внутренняя гармонизация человека, которая достигается только внутренними усилиями. Для этого необходимо наличие центрирующей силы или в виде интеллектуального постижения истины (которое не всем под силу и, заметим, приходит со временем - слишком поздним, чтобы на это изначально полагаться в воспитании), или в виде религиозного начала. Поэтому «лишь на почве религиозной жизни создается реальная основа подлинного душевного равновесия и здоровья», - утверждал В.В.Зеньковский. Подспорьем на этом пути, теми шлюзами, которые позволят безопасно схлынуть буйным водам психического половодья, должны быть спорт, разнообразный и интересный труд, кружковые занятия (особенно в старших классах), танцы,
1 Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 1996. -С. 174-176. 2 Там же. - С. 332.
скаутизм. Богатство выбора из обилия возможностей выражения своих сил, творческих способностей (музыка, лепка, рисование, сказка, ритм, слово - как формы самовыражения) очень помогает
в трудной внутренней работе подростка.
Исключительный по своей напряженности труд приходится выполнять детям но преодолению этического дуализма: этическая фразеология народа - одно, а этическая действительность - другое. Ребенок сначала усваивает наши слова и вносит в них весь энтузиазм чистого сердца. Одновременно он учится жить, следуя не словам, а нашим делам. И еще в дошкольном возрасте дети находят противоречие между двумя слоями моральных взглядов и мучительно переживают его. По-разному разрешают они этот конфликт: одни живут двойной жизнью, другие просто отбрасывают неудобную этическую фразеологию, третьи усваивают психологию компромисса. Воспитание в этом отношении заключается в развитии воли, умения сдерживать себя как основы самообладания, не дающего терять свой идеал в этих трудных условиях ядовитой моральной атмосферы нравственного развития1.
Одной из разновидностей душевного труда можно назвать усилия, прилагаемые воспитанником на формирование у себя положительных морально-волевых качеств, таких, как аккуратность, вежливость, бережливость, великодушие, смелость, скромность и др., и преодоление отрицательных - грубость, скупость, черствость, трусость и др. Назовем этот труд индивидуально-нравственным. Дети даже в возрасте полутора-двух лет хотят быть хорошими и способны прилагать целенаправленные усилия для реализации этого желания. Правда, очень кратковременны эти усилия, внимание ребенка в этом возрасте еще не удерживается на чем-либо более нескольких минут, а то и всего лишь десяткадругого секунд. Внимание быстро переключается на предметы материальные и деятельность с ними. Поэтому вызывать и направлять эти усилия нужно через деятельность и взаимодействие ребенка с реальными объектами (в том числе и живыми людьми), направляемую таким образом, чтобы она окрашивалась соответствующими переживаниями воспитанника и определенной эмоциональной оценкой воспитателя. Подрастая, ребенок начинает понимать и смысл самих категорий нравственности, а усилия могут быть направлены уже в большей степени, чем в младшем возрасте, непосредственно на преодоление невнимательности и укрепление чуткости, на развитие рационального сочетания бережливости и щедрости и т.п. По-настоящему осознанной эта работа становится в подростковом возрасте, но не начатая в самом ран-
1 Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996. - С. 181-184.
нем детстве под участливым руководством самых близких взрослых, она не будет достаточно эффективной.
Другой разновидностью душевного труда можно назвать повседневно-духовный труд, выражающийся в проявлении сочувствия, внимания к тревогам, заботам и радостям родителей, других родственников и близких, сверстников в детском саду и школе, воспитателей.
Способность заметить, почувствовать настроение близкого человека свойственна всем детям. Но эта способность может не развиваться, а притупляться при неупражнении, тем более при сознательном сдерживании проявления добрых чувств, стимулом к которому может послужить пример черствости взрослого. Но и в благоприятных условиях проявление этих чувств связано с преодолением трудностей в виде необходимости усилий по самоограничению, особенно когда первой в душе возникает реакция несогласия, протеста в ответ на чувство или мнение близкого (вообще - другого) человека. Быть внимательным, участливым, чутким и терпимым к чувствам и настроениям, заботам и делам близких в реальной действительности нелегко. И эти качества формируются и развиваются лишь при тактичном стимулировании и выражении благодарности за их проявление. Эта душевная работа детей начинается, естественно, в семье, а продолжением ее становится душевный труд по проявлению участия к сверстникам, учителям, - всем, с кем воспитанник вместе осваивает науку жизни.
Через участие в этих разновидностях душевного труда воспитанник входит в более широкий круг душевных отношений ко всем людям. Его работа находит продолжение и развитие в миссионерско-просветительском труде (шефских концертах, беседах, обсуждениях, лекциях и т.п.) и благотворительном (самая разнообразная практическая деятельность по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям - всем нуждающимся в помощи, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т.п.).
Воспитательная эффективность всех разновидностей душевного труда еще в большей степени, чем труда физического и умственного, зависит от создания благоприятной эмоциональной обстановки его осуществления. Он должен быть свободным, без принуждения, на основе эмоциональной душевной отзывчивости воспитанника на потребность другого во внимании к нему и участии в его заботах,бедах и радостях.
Немаловажное значение, особенно в воспитании детей младших возрастов, имеет также положительный эмоциональный отклик на их душевные усилия. В некоторых случаях воспитателям не следует пренебрегать обязанностью позаботиться о том, чтобы
робкие, недостаточно умелые усилия воспитанников по оказанию помощи не были встречены слишком сдержанно или хуже того пренебрежительно. И наконец, душевные усилия детей, их эмоциональная отзывчивость не должны оставаться незамеченными воспитателями, их проявление должно находить одобрение и поддержку у воспитателей и сверстников.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.