Главная страница =>педагогика=>оглавление
Личность формируется в деятельности самого человека. Вырабатываемые качества личности (доброта, честность, трудолюбие и др.) не могут быть привнесены извне. Значит, центральным звеном в процессе воспитания, основной стороной этого двустороннего процесса является деятельность самого воспитанника. Деятельность воспитателя - побуждающая, организующая, создающая условия. Если глубинная суть воспитания все-таки в деятельности самого воспитанника, то на каких физиологических основах она осуществляется? Есть ли научное обоснование этой деятельности и тем самым научное обоснование науки об организации этой деятельности, т.е. педагогики?
Научное обоснование жизнедеятельности человеческого организма дает наука «физиология человека». Педагогику интересует прежде всего деятельность поведенческая и духовная, деятельность по осознанию и преобразованию человеком окружающей действительности. Эту деятельность определяют процессы, происходящие в нервной системе, в высших ее отделах.
Учение о высшей нервной деятельности разработали И.М.Сеченов (1829-1905) и И.П.Павлов (1849-1936). В соответствии с этим учением психические процессы и поведение живых организмов обусловлены физиологическими процессами. Условные рефлексы - реакции организма на воздействия внешней среды - являются основой поведения. Подбирая соответствующие воздействия, стимулирующие правильные (планируемые) и тормозящие неправильные поступки, можно вырабатывать необходимую цепь повседневных реакций организма, закрепляемую в виде динамического стереотипа. Привычки человека, навыки простых действий в их сложных сочетаниях - это выработанные стереотипы поведения в определенных ситуациях.
20
Однако следует подчеркнуть, что рассматривать поведение исключительно как адекватную реакцию на воздействие раздражителя можно лишь в отношении низших организмов. Поведение человека подконтрольно сознанию. Даже в условиях выработанного и закрепленного стереотипа человек сознательно вносит в свое поведение изменения, необязательно связанные непосредственно с воздействиями среды. Его решения обусловлены его собственными переживаниями и, бывает, принимаются вопреки ожидаемым или оказываемым отрицательным воздействиям.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.